6 марта 1878 г. — Военно-полевой суд в Грозном над 17 руководителями восстания в Чечне в 1877 г. (из них 11 приговорили к смертной казни через повешение).
9 марта 1878 г. — Казнь (через повешение) на ярмарочной площади в Грозном Алибека-хаджи Алдамова, Ума-хаджи Дуева, Дады Умаева, Дады Залмаева и других руководителей восстания в Чечне в 1877 г.
Алибек-Хаджи и его сподвижники сессией военного суда в Грозном были приговорены к смертной казни через повешение.
Вот имена казненных:
Алибек-Хаджи из Симсар
Нурхаджи-Кусум из Чечен-Аула
Хусейн-Хаджи из Акты-шакх
Газурко из Гурты-котар
Губахан из Гули
Курко из Ведено
Лорсан-Хаджи из Тевзана
Митта из Чеберлоя
Дада Залмаев из Чеберлоя
Ума-Хаджи из Дзумсоя
Дада (сын Умы) из Дзумсоя
Когда суд объявил 70-летнему Ума-Хаджи Дуеву о том, что он приговорен к смертной казни через повешение, он ответил: «Все равно я должен когда-нибудь умереть. Умру ли я от того, что вы меня повесите, или умру от какой-нибудь болезни — какая в том разница?!»
Когда приговор был объявлен Даде Залмаеву, он ответил так: «Я не удивляюсь тому, что вы меня повесите. Если бы мы победили, то и я повесил бы Русского царя».
Губахану суд объявил, что он приговорен к смертной казни за то, что взрывал дорожные мосты, построенные государством и за то, что причинил ущерб в 2.000 рублей. Губахан ответил: «С помощью родственников я смог бы собрать 2.000 рублей, но, клянусь вам Аллахом, я не уплатил бы и грош за помилование!»
А когда приговор огласили Алибеку-Хаджи, он без бравирования, но с большим достоинством ответил: «Благодаря моим уверениям о необходимости поднять восстание меня всегда сопровождало 60 человек.
Своей добровольной явкой я хотел избавить их от ответственности и приостановить повстанческое движение и вместе с тем гибель народа. Пусть теперь знают все, как Русский царь расправляется с теми, кто является к нему с повинной!»
На суде Алибеку-Хаджи задали вопрос: «Алибек-Хаджи, ты ещё совсем молодой и уже Хаджи, имел почет в горах, значит ты умный и знающий человек. Как ты думал воевать против могучего русского царя?». Имам ответил: » Какое мне дело до могучего царя или султана. Я знал, что между ними война, я хотел этим воспользоваться и освободить свой бедный народ.»
Осужденным предлагали подать ходатайство на имя царя, но они все без исключения отказались. «Царь обещал, — сказал Алибек, не судить меня и моих товарищей и не обижать бедный народ. Но он обманул нас. Пусть весь мир знает, как коварен Русский царь!»
Во время казни Алибека-Хаджи поставили на табуретку и надели на шею веревку. Долго никто не решался выбить из под ног у него табуретку. Всем было жаль молодого красивого имама.
Наконец один согласился за деньги. Когда он нагнулся к табуретке, Алибек-Хаджи ударил его в лицо ногой и сам оттолкнул табуретку.
Это подтверждается документом.
Один из очевидцев казни позже писал в своих воспоминаниях: «Меня поразило спокойствие, с которым эти люди умирали!»
Все казненные были зарыты на месте казни в общей яме в городе Грозном.
Чеченский народ бережно хранит в памяти и передает молодому поколению рассказы об эпизодах, связанных с этими мужественными людьми.
Алибек-Хаджи по праву стоит на самых верхних ступенях истории боевой славы и борьбы народов Северного Кавказа за независимость.
Он с честью прошел свой путь воина и народного лидера, и завершил его достойно!
Chechenews.com
07.03.16.