Главная » Все Новости » Главная новость » АЛЛА ДУДАЕВА: ПЕРВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ ГРУЗИИ. Он был великим человеком (ВИДЕО

АЛЛА ДУДАЕВА: ПЕРВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ ГРУЗИИ. Он был великим человеком (ВИДЕО

Звиад Гамсахурдиа, общественный и политический деятель, писатель, сын классика грузинской литературы Константина Гамсахурдия.

Звиад Гамсахурдиа насегда остался в истории как Первый законно избранный президент Грузии (1991-1992).

В 70-е годы он был советским диссидентом. С января 1976 года — член-учредитель Грузинской Хельсинкской Группы. В 1978 г. осуждён на два года, но в июне 1979 г. помилован. Работал в Институте грузинской литературы Академии наук Грузии. В 1988-1991 гг. — лидер политического блока «Круглый стол — Свободная Грузия». Осенью 1990 года, после победы на выборах в Верховный Совет Грузинской ССР блока, возглавляемого Гамсахурдией, избран председателем Верховного совета Грузии. С 26 мая 1991 г. — президент Грузии.

6 января 1992 года, в результате государственного переворота, смещён с поста президента, был вынужден уехать их страны, найдя себе пристанище в Чечне. В сентябре 1993 г. вернулся в Грузию, начал гражданскую войну… Погиб 31 декабря 1993 года в селе Дзвели Хибула (существуют разные версии гибели).

Первоначально З.К. Гамсахурдия был похоронен в селе Джихашкари. В феврале 1994 года перезахоронен в Грозном (Чечня). В 1999 году останки З.К. Гамсахурдии вновь перезахоронили. Местонахождение могилы держалось в секрете.

Выдвигались предположения, что могила утеряна. В марте 2007 г. останки З.К. Гамсахурдии обнаружили на территории Парка культуры и отдыха имени Кирова в Грозном. 1 апреля 2007 г. останки первого президента Грузии были привезены в Тбилиси, и с почестями захоронены в пантеоне государственных и общественных деятелей Грузии на горе Мтацминда.

В последний день марта за большими накрытыми столами собираются не только седые соратники Звиада Гамсахурдиа, сейчас вся Свободная Грузия отмечает этот день как  День рождения великого, гуманного и благородного Человека. Порой наша память не охватывает главного, осознание приходит потом…

С первого взгляда Звиад Гамсахурдиа показался мне похожим на Зевса-громовержца, каким обычно изображают его в греческой мифологии. Но этот высокий «небожитель» не метал громы и молнии, а производил впечатление очень мягкого, интеллигентного человека, с полными грусти, большими печальными глазами.

Я вспомнила, как до его приезда, мы удивлялись, глядя на штурмующих президентский дворец «путчистов» и на грузин, спокойно прогуливающихся по улице рядом… Может, это была всего лишь очередная пропаганда российского телевидения, а может — грузинский народ тогда еше не успел осознать, что идет штурм не президенского дворца, а его собственной Свободы…

Первый президент стойко выдерживал обстрел и осаду президентского дворца до тех пор, пока суверенитет Грузии не был признан разными странами, одной из которых была Америка. И только после этого, 6 января 1992 года,  во избежание дальнейшего кровопролития, покинул бункер Дома правительства.К власти пришел Военный совет с руководителями переворота, бывшими партократами во главе с Эдуардом Шеварднадзе.

Ни одно государство официально не заявило о предоставлении убежища бывшему Первому президенту Грузии. 15 января 1992 года по приглашению президента Джохара Дудаева Звиад Гамсахурдиа с депутатами грузинского парламента прилетел в Чеченскую республику. Эти дни стали незабываемыми…

Трудно не оценить роль правительства Звиада Гамсахурдиа при становлении ЧРИ. 12 марта 1992 года, на полтора года раньше российской, была принята Конституция Чеченской Республики.  Правительство Звиада Гамсахурдиа первым признало суверенность Чеченского государства.

Семья Первого президента Грузии поселилась в нашей резиденции и мы в течении года довольно часто бывали у них в гостях. Хорошо помню то счастливое время, когда нас встречал сам Звиад со своими друзьями и референтами, специально приехавшими из Грузии к новогоднему празднику, оглушительно салютуя у крыльца выстрелами из ружей, а его жена, Манана угощала индейкой, которую сама готовила по старинному грузинскому рецепту.

Из Грузии часто приезжали друзья и привозили кассеты, было видно, что грузинский народ осознал, свою потерю… Толпы митингующих протестовали против военной хунты, незаконно захватившей власть, их поливали водой из пожарных брандспойтов, но удержать народ было уже невозможно. Демонстранты в Тбилиси несли плакаты с портретами Первого президента и скандировали его имя. Грузия звала Звиада!

И он откликнулся на ее зов и уехал на родину. Грузинские города освобождались один за другим, отряды звиадистов подошли к окраинам Тбилиси и осталось уже совсем  немного  — и флаг Свободной Грузии снова взлетел бы в голубое небо над Курой…

Но Шеварнадзе сделал заявление о вступлении Грузии в СНГ и от имени гр узинского народа попросил у российского правительства помощи. Из черноморского порта  Поти российские корабли ударили ракетами по жилым кварталам, затем — высадка десанта и огненные штурмы грузинских городов соединениями объединенных войск СНГ. Очень быстро свобода Грузии была  снова раздавлена, а Звиад Гамсахурдиа с немногими оставшимися в живых соратниками окружен в одном из сел.

4 января 1994 года к нам домой прибежал плачущий Васо, телохранитель Звиада, еле выбравшийся из Грузии, с печальной вестью о смерти президента. Собрав друзей Мананы, я поехала к ней. В гневе она чуть не убила плачущего Васо, отказываясь верить в самоубийство Звиада. Со скорбью принял эту весть мир и все, кто знал и любил Звиада Гамсахурдиа.

В Грузии нашлись люди, взявшиеся показать тайное место временного захоронения, президента. На призыв к мировому сообществу вывезти для официальных похорон тело Первого президента Грузии отозвались только литовские друзья. Никто больше не осмелился на это опасное путешествие.

В середине февраля чеченская делегация и представители Литвы вылетели в Тбилиси, где к ним присоединилась грузинская делегация, и все вместе прилетели в Зугдиди. В простом сельском доме, под большим навесом крестьянина Зарандия, делегация зафиксировала место временного захоронения Звиада Гамсахурдиа. Выкопали гроб, президента опознали -сомнений больше быть не могло…

Похороны были назначены на 24 февраля. А накануне, 23 февраля 1994 года исполнялось ровно 50 лет депортации чеченцев и ингушей. К этому дню был полностью завершен мемориальный комплекс из собранных добровольцами  чеченских чуртов — белоснежных каменных надгробий, которыми Советская власть мостила тротуары и стрoила стены коровников. Некоторые чурты были вывезены из Казахстана. Люди нескончаемым потоком шли и шли из разных уголков республики. Приехали иностранные делегации и гости со всего Кавказа и России.

На открытии Мемориала огромная толпа со слезами слушала речь Джохара, а он в этот самый печальный день говорил такие удивительные слова:

— Десятилетиями нас заставляли плакать и скорбить над преступлениями, которых мы не совершали. До каких пор мы будем плакать и хоронить, хоронить и плакать?! Когда же, наконец, наступит тот счастливый день, когда мы будем житъ и радоваться всему, что нас окружает, — смеху детей, синему небу, солнцу над головой! Хватит траура и печали, его на долю наших отцов и нашу долю — и так выпало немало. Пусть 23 февраля, день скорби, отныне станет Днем национального возрождения!…

Дул пронизывающий порывистый ветер с дождем и снегом, Джохар стоял на помосте, принимая военный парад. Поднеся руку в белой перчатке к виску, он отдавал честь. Его лицо порозовело от ветра, кожаный тонкий плащ блестел от дождя, синяя фуражка промокла и потемнела. Глаза на посуровевшем лице были печальными. Он как будто предвидел все неисчислимые муки и страдания, через которые должны были пройти чеченские полки, которые сейчас шли перед ним, стройными рядами, чеканя шаг!

В два часа дня, на военном лафете с почетным караулом, тело Звиада Гамсахурдиа торжественно сопроводили в холодный белый мраморный залПрезидентского дворца. К гробу стояла длинная очередь. Состоялись гражданская панихида и прощание. И священная чеченская земля, с которой ровно один «великий» грузин, гений зла, выслал  весь непокорный чеческий народ, сейчас, ровно через 50 лет, приютила и приняла в свои материнские объятья другого Великого грузина — изгоя-президента, которому на всем земном шаре никто больше не осмелился предложить место для последнего приюта.

Папа Римский призвал в своем обращении признать государственность Чеченской Республики, по достоинству оценив благородство и гумманизм ее правительства и народа. Впервые в истории на мусульманской земле отдавались высокие почести христианину.

24 февраля Звиада Гамсахурдиа в присутствии сотни соратников, приехавших из Грузии, родственников и друзей похоронили возле резиденции, в которой он жил.

От нас ушел «благородный Атос» — так называла Звиада Валерия Новодворская. А Джохар похоронил в тот день своего верного друга и учителя. В последний путь его провожал весь чеченский народ…

Алла ДУДАЕВА (Швеция, Стокгольм)

Источник: www.krugozormagazine.com

Совместная пресс-конференция президентов Звиада Гамсахурдиа и Джохара Дудаева (февраль 1992 г.)

Chechenews.com

31.03.17.