Письмо бывшего посла США [в Азербайджане], бывшего заместителя помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Мэтью Брайзы
Статья под названием «Украину предупредили о риске дестабилизации ситуации на границе» («Ukraine warned of border ‘destabilisation’»), опубликованная в издании Financial Times 15 ноября, служит напоминанием о том, что нам все еще предстоит усвоить уроки из прошлых взаимодействий с президентом России Владимиром Путиным.
Отказ Министерства иностранных дел России встретиться с коллегами из Германии и Франции вызывает тревогу, но не является чем-то необычным.
Летом 2008 года — когда отношения Грузии и России достигли точки кипения, а российские войска были развернуты для проведения масштабных военных учений прямо у грузинской границы, — один российский дипломат сообщил мне, что ни он, ни его коллеги не станут встречаться ни с моими коллегами из Германии, Франции и Великобритании, ни со мной. Это привело к срыву процесса содействия в урегулировании при посредничестве ООН, который мы вели с целью смягчения напряженности между двумя странами.
Таким образом, Россия выиграла время для того, чтобы доработать свой план вторжения, и спустя несколько недель она атаковала Грузию.
Возможно, сейчас история повторяется. Отказ российских дипломатов от взаимодействия совпадает по времени с масштабным наращиванием боевых сил России у границы Украины. В соответствии со своей доктриной гибридной или «нелинейной» войны Москва одновременно использует поставки природного газа, чтобы оказать на Украину (и Евросоюз) экономическое давление, и ведет юридическую войну против Киева в Верховном суде Великобритании.
Если окажется, что оценка начальника украинской военной разведки Кирилла Буданова — что «Россия развернула 114 тысяч военнослужащих к северу, востоку и югу Украины», — верна, Россия, вероятно планирует повторить свое вторжение в Грузию 2008 года, только на этот раз на Украине, где военный конфликт уже унес жизни 14 тысяч человек.
Полномасштабная война с Россией не только станет трагедией для Украины. Она также спровоцирует для восточных членов НАТО, граничащих с Украиной, самый глубокий кризис безопасности с тех пор, как они вступили в этот альянс два десятилетия назад.
В действительности, даже если Москва стремится использовать это угрожающее наращивание контингента, просто чтобы получить рычаги воздействия на Киев на переговорах, непротивление Запада может привести к тому, что Россия начнет бросать вызов восточному флангу НАТО.
В перспективе это может поставить альянс перед тяжелым выбором — выбором между необходимостью выполнять обязательства по коллективной обороне перед своими восточными членами и войной с Россией.
Стамбул, Турция
Financial Times, Великобритания
Chechenews.com
19.11.21.