Министр экономики в правительстве Ельцина, а в настоящее время — один из лидеров оппозиции, Андрей Нечаев прогнозирует антидемократические выступления по причине экономических трудностей, пишет Лучия Сгуэлья в статье, опубликованной в газете L’Espresso.
«Наши руководители повторяют, что прошлое уже позади, что скоро наступит восстановление, но этот срок продолжает смещаться. Правда заключается в том, что торможение началось в 2012 году, задолго до санкций, по известным причинам, говорит Андрей Нечаев, бывший министр экономики в эпоху Ельцина и глава маленькой оппозиционной партии «Гражданская инициатива», — пишет корреспондент.
К числу причин, обуславливающих экономические трудности, Нечаев относит низкую конкуренцию, плохой инвестиционный климат. «Теперь с Китаем, Ираном и рублем мы оказались в условиях идеального шторма. Правительство, кажется, не готово менять политику. С середины 2000-х российские правительства делают ставку на немногочисленные государственные компании, возглавляемые людьми, которым доверяет президент, с высоким уровнем коррупции, ориентированные на ресурсы: тупиковая модель развития. Поэтому я думаю, что кризис продлится как минимум год или два. А Стабилизационный фонд истощается», — говорит Нечаев.
После объявления продовольственного эмбарго правительство действительно увеличило субсидии сельхозпроизводителям, но на фоне нехватки иностранных продуктов растет и инфляция. Для замещения импорта требуются время и деньги, отмечает Нечаев. Отвечая на вопрос корреспондента о том, насколько прочны позиции Путина, бывший министр сказал: «Пока национал-патриотическая риторика Кремля срабатывает, и народ его поддерживает.
Санкции стали удобным в политическом смысле козлом отпущения. Русские понимают, что наступил кризис, но думают, что он является справедливой ценой за независимую политику, чтобы оставаться великой державой. Тем более, что ТВ постоянно повторяет, что без Путина у нас может произойти то, что случилось на Украине: «Вы хотите Майдан, Донбасс?» — «Нет, мы этого не хотим». — «Тогда сохраняйте спокойствие». Но так не может продолжаться бесконечно.
Самый активный класс эмигрирует. Чтобы понять, как будет развиваться обстановка, следует дождаться осени, когда придут новые жилищные квитанции и на ценах отразится эффект девальвации. Существует угроза того, что, если кризис обострится, могут начаться социальные выступления, но на этот раз не демократические и либеральные, как в 2011-2012 году».