«Если верить России, президент Турции Эрдоган заправляет мультимиллиардной схемой по контрабанде 200 тыс. баррелей нефти, ежедневно поступающих от ИГИЛ (запрещенного в РФ. — Прим. ред.), и, прибегая к фальсификации, экспортирует эту нефть на мировые рынки», — пишет The Daily Beast. Журналист Мэттью М.Рид комментирует: «И действительно, Турцию давно обвиняют в благодушном спокойствии, когда дело касается ИГИЛ».
Но Москва обвинила Анкару в чем-то более зловещем — в спонсировании террористической группировки, которая совершает геноцид, отмечает автор.
Но кто на самом деле покупает нефть у ИГИЛ? По словам автора, Турция далеко не на первом месте, а режим Асада в этом списке стоит выше, чем Турция.
«Большая часть нефти ИГИЛ приобретается местными жителями на территории, подконтрольной ИГИЛ. ИГИЛ не имеет собственного парка бензовозов. Это была бы напрасная трата ресурсов и живой силы», — пишет автор. По его словам, сотни посредников покупают на месторождениях нефть за наличные и продают ее владельцам примитивных нефтеперерабатывающих установок неподалеку. Владельцы — по большей части арабские семьи, не состоящие в ИГИЛ. Продукцию установок продают через придорожные АЗС или везут в крупные города.
Автор заключает: «Участие ИГИЛ в торговле нефтью сводится к первоначальным сделкам на месторождениях, а также к сборам, налогам и пошлинам, которые ИГИЛ может собирать на своей территории».
Утверждение России, что ИГИЛ нелегально перевозит 200 тыс. баррелей в день, исходит из тезиса, что ИГИЛ добывает по крайней мере не меньше. Однако, по документам, захваченным США в мае, в начале года добыча составляла 55 тыс. баррелей в день. По более новым оценкам, добывается максимум 40 тыс. баррелей в день. Вместе с тем на территории, подконтрольной ИГИЛ, проживает более 5 млн человек, которые, возможно, сами потребляют эту нефть, говорится в статье.
«Мы знаем, что ИГИЛ имеет тайную договоренность с соседом, но не с Турцией. Сирийский режим с самого начала имел деловые отношения с ИГИЛ, совсем как с «Джабхар ан-Нусра» (запрещенным в РФ. — Прим. ред.) и другими повстанческими группировками, которые в начале войны захватили топливно-энергетические активы. В марте ЕС впервые указал на Джорджа Хасвани — представителя Асада по сделкам с ИГИЛ», — говорится в статье. 25 ноября Минфин США обвинил HESCO (инженерно-строительную компанию Хасвани) не только в нефтяных сделках, но и в обслуживании действующих месторождений ИГИЛ. «Накануне недавней волны авианалетов на нефтяную инфраструктуру ИГИЛ американские чиновники признали, что эта сеть оказалась прочнее и изобретательнее, чем ожидалось. В другом документе Минфина США в конце сентября был намек, что в этом году ИГИЛ даже увеличило добычу нефти. Возможно, им немного помог человек Асада», — говорится в статье.
По словам автора статьи, ИГИЛ также поставляет режиму Асада природный газ по трубопроводам. «Взамен режим предоставляет электроэнергию и другие коммунальные услуги, а ИГИЛ облагает их соответствующим налогом», — говорится в статье.
Нет никаких доказательств того, что ИГИЛ транспортирует через Турцию по 200 тыс. баррелей в день, пишет Рид. «Объемы контрабандной нефти крайне низки, со временем они сократились и совершенно незначительны в контексте уровня — уровня нефти и уровня выручки», — заявил 4 декабря спецпосланник США Эймос Хохстейн.
В конце 2014 года было много доказательств контрабандного ввоза топлива в Турцию — топлива, а не сырой нефти, подчеркивает автор. Но, по данным издания, после того как более 20 нефтеперерабатывающих заводов были разбомблены, ИГИЛ торгует только нефтью. Автор уверен: турецкая нефтеперерабатывающая компания-монополия никогда не стала бы перерабатывать нефть ИГИЛ.
Сирийские курды активно торгуют нефтью, продолжает корреспондент. «Минобороны РФ назвало три главных перевалочных пункта нефти ИГИЛ. Два из них находятся на территории, где курды гораздо более активны. Тем временем иракские курды, которые в 2014 году начали независимый экспорт нефти, экспортируют ее по нефтепроводу, а тяжелую нефть везут на автомобилях через Турцию. Как минимум один курдский чиновник говорит, что бензовозы, на которые указала Россия, в действительности перевозят нефть по заказам Регионального правительства Курдистана», — пишет Рид.
Утверждения России не подтверждаются реалиями на местах, заключает автор. По его мнению, российская «конспирологическая теория» о поставках нефти ИГИЛ в Турцию — «прямой результат инцидента 24 ноября, в котором Россия потеряла самолет и двоих военнослужащих».