Интервью Министра Социальной Защиты ЧРИ Апти Бисултанова болгарскому журналу «Диалог». Ниже приводится текст интервью без правок и сокращений.
— Господин Бисултанов, не могли ли бы Вы набросать короткий портрет президента Масхадова?
— Аслан Масхадов третий из трех президентов Чеченского государства, погибших в борьбе против Российской империи за последние 9 лет.
Он пришел в Чечению полковником Советской армии и за короткое время стал одним из признанных лидеров и военачальников чеченского народа.
Он пришел в 1993 году и, как оказалось, пришел навсегда. Пришел для того, чтобы жить здесь, сражаться и погибнуть, не предав однажды поверивший ему и избравший его президентом народ. За пять лет чудовищной войны он ни на мгновение не покинул свою страну, даже имея тяжелые ранения. По этому поводу еще в 2000-м году, в самом начале войны, он оставил завещание для своих близких соратников, в котором призвал, чтобы в случае самого тяжелейшего ранения не вывозили его хотя бы и на 1 метр за территорию Чечни. А ведь об этом больше всего мечтали и этого от него ожидали враги. Я уверен, что многие военные операции, разработанные им и проведенные под его руководством, будут еще долго изучаться в военных академиях.
Блестящий тактик и стратег, он вывел партизанскую войну на совершенно новый уровень.
Но прежде всего он был человеком, для которого слова Честь и Достоинство действительно имели значение в этом мире перевернутых ценностей.
Я хорошо знал его, поскольку мы были соратниками. Я знал его как президента, как военачальника и как человека. Я был вице-премьером в его правительстве, был командиром специального военного подразделения в его непосредственном подчинении. Я видел и общался с ним в совершенно разных ситуациях, и могу свидетельствовать, что он никогда не изменял высшим человеческим ценностям.
Как ребенок искренний и беззащитный перед цинизмом современной политики, как скала мужественный и непоколебимый в вопросах независимости чеченского государства, он всегда готов был к разумному компромиссу, ненавидел войну и мечтал осуществить самую заветную свою операцию – победить эту войну с помощью международного сообщества. В этом сражении он и погиб.
Время еще покажет, кто на самом деле проиграл это сражение – Масхадов, Россия или Запад, который так цинично его предал. Возможно, что все вместе его проиграли. Возможно, проиграли все мы, кроме Масхадова.
Масхадов был убежденным сторонником европейского развития чеченского общества и самым надежным партнером для Запада не только в Чечне, но и на всем Кавказе.
И его мученическая смерть, как и мученическая судьба всего чеченского народа, остается на совести Запада, на совести, проданной за нефть и газ.
К памяти Аслана Масхадова еще много раз будут обращаться на Западе, когда пожар войны, который разгорается теперь уже по всему Северному Кавказу, примет катастрофический характер. И об этом он тоже предупреждал много раз.
— Запад вмешался против режима талибанов в Афганистане после 11 сентября и против режима Саддама в Ираке, вмешался и против этнических чисток Милошевича в Косово, но Тибет и Чечения оставлены за бортом. Как объяснить этот двойной стандарт, нерешительность когда речь идет о поддержке Масуду против талибанов, отказ называть Масхадова президентом, борцом за свободу своего народа?
— Запад тоже неоднозначный – есть Европа, довольная своей сытостью, безвольная и опасающаяся, как бы неосторожным движением не нарушить свой сон. Я не видел ни одну проблему за последнее время, в решении которой Европа проявила бы свою волю или инициативу, в том числе и Балканы, и Афганистан, и Ирак, и тем более Чечения и Кавказ.
Есть Америка – пассионарная держава, которая диктует свою волю везде и во всем. Это Америка буквально вынудила Европу согласиться со своими действиями в названных регионах. Америка диктует свою волю в Азии, на Кавказе и на всем постсоветском пространстве, и это всем очевидно. Я не знаю секреты Американской доктрины и не могу знать об их дальнейших планах на Кавказе, но пока ясно одно, что чеченскую проблему они не считают для себя важной, чтобы из-за этого форсировать неизбежный конфликт с Россией. Пока чувствуется такая своеобразная негласная договоренность, что противостояние будет проходить по Кавказскому хребту.
Чечня по сравнению со всеми остальными конфликтными регионами является в некотором роде исключением. Здесь очевидными причинами неучастия Запада в разрешении ситуации являются, на мой взгляд: а) трусость перед ядерной мощью России, б) страх материального убытка (фактор газа и нефти), в) неприязнь или безразличие к судьбе мусульманского этноса. Хотя и при отсутствии третьей причины Запад вряд ли предпринял бы нечто большее, чем он предпринимает теперь. Признать Масхадова и чеченцев борцами за свободу – значит признать полную свою ответственность за все там происходящее, или же – признать полную несостоятельность декларируемых самим же Западом международных законов и ценностей, как то права и свободы человека или демократия.
— Для каждого из Вас 11 сентября приобрел и личные измерения. Какова природа терроризма, и только одна ли она?
— Для меня в этом мире почти ничего не изменилось с 1 сентября 1959 года, то есть со дня моего рождения. Как и для моего народа на протяжении нескольких столетий… Может, кое-какие словечки в устах мировых лидеров стали звучать по-другому, и цинизм мировых хищников стал более демонстративнее… Нет ничего страшнее государственного терроризма, которому подвергается мой народ на протяжении столетий. Российское государство превратило мою страну в один сплошной концлагерь и погребальную яму. И названо это «борьбой с терроризмом».
Позволю себе лишь несколько примеров. В конце 18-го века, первый имам Чечении и Кавказа Шейх Мансур раненным попал в русский плен, и над ним было учинено лицемерное судилище. И вот как он отвечал на допросе:
«Мир наступит, как только русские солдаты перестанут сеять смерть на нашей земле. Мы поздно поняли, что жили как в Раю до прихода на Кавказ вашей армии. Нам оставалось только одно – защищать себя. Вся моя вина и вина моих соотечественников в том, что мы защищаем Богом данную нам жизнь и свою землю… И какой благой пример добрых нравов может дать страна, где человека продают и истязают?… Учинив суд надо мной, вы стараетесь прикрыть ложь, коварство, вероломство, творящиеся на Кавказе…».
Я извиняюсь за обилие цитат, но слишком обильна кровь чеченского народа, которая льется столетиями, и иначе нельзя понять природу борьбы чеченского народа, которую в очередной раз объявили преступной, в угоду преступникам и убийцам этого же народа.
Меняется мир, меняются правители и режимы власти в Российской империи, но террор и геноцид чеченского народа продолжался и продолжается по сегодняшний день.
Достаточно сказать, что за 19-й век чеченский народ сократился в 5 раз. В 1920 году один из лидеров Чечении Асламбек Шерипов, характеризуя ситуацию, сложившуюся после покорения Чечении Россией, писал:
«Власть терроризировала народ, а абреки (абрек – народный мститель) терроризировали власть». А самый знаменитый из чеченских абреков Зелимхан Харачоевский писал в 1913-м году в тогдашнюю Российскую Думу: «…для меня было бы большим нравственным удовлетворением, если бы народные представители поняли, что я не родился абреком, не родились абреками также мой отец, братья и другие товарищи».
А после 15 лет «социалистического счастья», поэт и ученый Хасан Исраилов, в 1940-м году решивший возглавить восстание чеченского народа против Советской империи, написал заявление, в котором объяснял причины, заставившие его принять такое решение.
Он писал: «Я убедился, что война … ведется на истребление всего народа. …вера в справедливость и законная надежда на помощь свободолюбивых народов Кавказа и всего мира вдохновляют меня на этот, в ваших глазах дерзкий и бессмысленный, а по моему убеждению – единственно правильный исторический шаг…».
Еще один из чудовищных актов государственного терроризма – депортация в 1944 году всего чеченского народа в Сибирь, в ходе которой от голода и болезней вымерла половина всего населения.
И то, что последние 10 лет «демократическая Россия» методично истребляет чеченский народ, – это не случайность, а продолжение политики государственного террора, унаследованная нынешними правителями России от русских царей, от большевиков и Сталина.
Массовые убийства, аресты, пытки и захваты заложников стали в моей стране ежедневной реальностью. Чеченцев лишили всех прав, и в первую очередь права на жизнь.
Война идет не только на истребление людей, но и имеет своей целью лишение народа будущего посредством целенаправленного геноцида культуры и экологии.
И такой тотальный террор вырастил в Чечении поколения, готовые к адекватным действиям, хотя об адекватности говорить не приходится – слишком несопоставимы возможности и силы сторон.
И все, что творит Россия в Чечении, Западом воспринимается, как участие России в антитеррористической коалиции.
Так вот, я хотел бы спросить у западных лидеров: так кто же на самом деле террористы? Те, кто после того, как их лишили всего: прошлого, настоящего, будущего, всех родных и близких, и не оставили никакого другого выхода, бросают самодельные бомбы в людей, пытаясь хотя бы такой ценой заставить Россию остановить насилие? Или же те, кто по заданию Верховного главнокомандующего сбрасывают тысячи запрещенных бомб на головы женщин и детей, стирая с лица земли города и села, те, кто расстреливают колонны беженцев, массово захватывают заложников и торгуют трупами замученных ими же до смерти людей?
Я также хочу спросить: вы что, не знаете о том, как вероломно был убит экс-президент Чечении, поэт Зелимхан Яндарбиев, не знаете о том, как дипломатическую почту использовали для совершения этого теракта?
Вы не видели, как подло был убит Президент Чеченской Республики Ичкерия Аслан Масхадов?
Вы не знаете о том, что многочисленные родственники Масхадова, – а это старики, женщины и дети, – находятся в заложниках у российских карателей?
А знаете ли вы о том, что жена нового чеченского президента Абдул-Халима Садулаева была захвачена российскими карателями в заложницы и зверски убита?
Знаете ли вы о том, что отец, мать, брат, жена и годовалый ребенок вице-президента Чеченского государства Доку Умарова находятся в заложниках у оккупантов? Вы не знаете? Вы не слышали? Все знают и все слышали, но в ответ – лишь лицемерное молчание.
Так кто же на самом деле террористы? – Вы. Вы – соучастники геноцида чеченского народа, Вы – помощники и покровители кровавого монстра Путина.
— У каждого из Вас в разные годы были столкновения с советской империей. Как Вы смотрите на празднования окончания Второй мировой войны в Москве 9 мая настоящего года, когда лидеры демократических стран аплодировали ветеранам советской интервенции в Афганистане, участникам в войнах в Чечении, красным знаменам с серпом и молотом, с портретами Ленина, который создал концлагеря задолго до Гитлера?
— Мой отец воевал в Советской армии против фашизма, и от тяжелых ранений, полученных под Ленинградом, умер, когда мне было шесть лет. Он до конца жизни ненавидел Советский Союз, – страну, наградившую его за подвиги на войне депортацией в Сибирь, во время которой от голода умерли его отец, пятеро детей, братья и сестры.
Он до конца жизни жалел, что не воевал против Советской власти в горах вместе с чеченскими повстанцами. Солдаты армии, чью победу чествовали недавно на Красной площади, в 1944-м году взорвали дом моих предков, в один час лишили моих родных и весь чеченский народ всего, и как скот погнали в Сибирь.
Во время выселения ими были расстреляны тысячи людей, не говоря о том, что в буквальном смысле была разграблена вся Чечения.
В этом же году солдаты этой армии-освободительницы в высокогорном селении Хайбах заживо сожгли 700 человек, среди которых были 150 беременных женщин; в селе Урус-Мартан солдаты этой же армии заживо закопали в землю всех больных районной больницы, – до 100 человек.
И примеров подобной «доблести» армии-победительницы можно приводит бесконечно… И я, поэт, не служивший в армии по принципиальным соображениям, до сорока лет абсолютно не имевший представления о том, что такое оружие, вынужден был воевать против советско-русской армии, уничтожающей мой народ и мою страну.
Эта советско-русская армия в 2000-м году превратила в пепел мое родное село Гойчу (Комсомольское) и потом целый месяц грабила пепелища, колоннами военных машин вывозя оттуда остатки сохранившегося добра. Солдаты этой армии 10 дней держали на снегу в открытом поле без пищи и воды мою мать, 86-летнюю больную вдову ветерана той самой великой победы над фашизмом. Они танками разровняли могилы моих умерших сельчан, в том числе и могилу моего отца, в последний раз оценив его заслуги в достижении той победы. Вот такие у меня отношения с советско-русской армией.
И на все, что происходило в Москве 9 мая, я смотрел с презрением. На этом шабаше не хватало только Ленина, Сталина и Гитлера. Кстати, Муаммара Каддафи там не было?
— Мы наблюдаем теперь, после краха идеологий насилия XX-го века, использование религий в качестве идеологии ненависти. Как Вы смотрите на опасность столкновения между религиями и цивилизациями, основывающимися на них?
— Я не исключаю, что современные лидеры могут столкнуть что угодно с чем угодно, как и когда им будет угодно. Тем более, что сдерживающих механизмов в мире больше не осталось.
Трагедия современной эпохи в том, что президент Америки и лидер Китая ничем не отличаются друг от друга по своим ценностям, а лидеры ведущих европейских государств лицемернее даже Путина.
Я запомнил только одного президента, которому удалось остаться диссидентом в современной политике – это Вацлав Гавел.
— Каковы сегодняшние реалии в Чечении? Как вы оцениваете ответственность Запада за них?
— В Чечении продолжается война. И Чечения, как я и говорил выше, сегодня представляет собой сплошной концентрационный лагерь и погребальную яму.
В начале войны на границе Чечении и Ингушетии воины Сопротивления вывесили плакат с надписью: «Забудь надежду, всяк сюда входящий». Сегодня «усердие» западных институтов и ответственных лиц направлены на то, чтобы в тесном сотрудничестве с Путиным и Ко сменить эту пессимистичную надпись на более жизнеутверждающую: «Труд освобождает человека». Эту надпись я видел на воротах Освенцима. Что ж, ничего не меняется в этом мире… Да и вот она – степень ответственности Запада.
— Господин Бисултанов, Ваши стихи поют в Чечении как народные песни… Есть ли место для эмоций и поэзии во время войны?
Чем больше эмоций, тем меньше цинизма. Самые талантливые чеченские художники (поэты, певцы, живописцы) воевали на стороне Сопротивления, были моими соратниками на этой войне. Некоторые из них уже погибли. Я могу сказать, что серость и бездуховность при всякой катастрофе удачно выживают, тогда как истинный талант всегда на стороне свободы и справедливости.
Источник: ИА DAYMOHK 07 Jan 2009
Chechenews.com
03.07.16.