Главная » Новости » Батальон призраков

Батальон призраков

bar old brig gaol door term mobile phone cage bleak court guilt crime judge rust-eaten block metal stress framed window lockup penalise gaol despair robbery captive tension bedding council condemned prisoner treatment depression loneliness abandonment incarceration

На этой неделе Басманный суд Москвы заочно арестовал Рустама Мухутдинова, которого следствие считает соучастником убийства Бориса Немцова. Бывший майор батальона «Север» внутренних войск РФ объявлен в международный розыск.

Событие ожидаемое. Неожиданным оказалось другое — то, что в суд не поступило аналогичное прошение на арест другого подозреваемого — Руслана Геремеева, заместителя командира этого же батальона, входящего во влиятельный чеченский клан (среди Геремеевых сенаторы и депутаты Госдумы, руководители силовых подразделений Чечни).

Вслед за этими — свершившимся и не свершившимся — событиями появились многочисленные публикации в СМИ, в которых содержалась дезинформация, способная окончательно запутать стороннего наблюдателя. Мухутдинов назывался то организатором убийства политика, совершенного 27 февраля этого года в двухстах метрах от Кремля, а то и заказчиком политической расправы.

Таким образом, можно сделать предположение, которое идет вразрез с заявлениями руководства страны о желании наказать ВСЕХ убийц Бориса Немцова, но соответствует логике раскрытия ВСЕХ последних громких заказных убийств, к которым имеют отношение выходцы из Чечни. Предположение такое: «политическое руководство» СК (и не факт, что оно расположено в Техническом переулке, а не на Старой площади) приняло решение — может быть, пока и промежуточное — по конфигурации персон на скамье подсудимых. Анзор и Шадид Губашевы, Хамзат Бахаев, Тамерлан Эскерханов — пособники в совершении убийства, Заур Дадаев — непосредственный исполнитель, как и убитый в Грозном при загадочных обстоятельствах Беслан Шаванов. Организатор — Мухутдинов, объявленный в беспросветный международный розыск. Заказчик? А кто же его знает — следствие будет искать…

А Руслан Геремеев как-то выпадает теперь из всей этой истории, хотя он с самого начала — уже через несколько дней после убийства — назывался главным подозреваемым на роль организатора преступления.

С одной стороны, «политическая» версия расследования не укладывается в рамки здравой логики, с другой — абсолютно укладывается в систему сложившихся понятий.

Теперь объясняю по пунктам. Вернее, по фактам.

Кто такой Рустам Мухутдинов? 27-летний экс-майор, о котором ранее никто и никогда не слышал. Он то ли ушел в отставку, то ли был придан Руслану Геремееву в качестве охранника и водителя. Сказать точно об этом трудно, поскольку с кадрами батальона Внутренних войск России «Север», который подчиняется генералу Виктору Золотову, бывшему начальнику Службы безопасности президента ФСО РФ, происходит нечто странное. Мало того что несколько действующих сотрудников этого подразделения не только месяцами болтаются в Москве, посещая самые дорогие кабаки и разъезжая на хороших иномарках, и становятся фигурантами расследования самого громкого политического убийства последнего времени, так еще и никто не может толком ответить на вопросы о том, являются ли они до сих пор действующими офицерами, а если уволены, то когда. И ладно бы это, но никто из руководства ВВ не может или не хочет внятно объяснить, где сейчас эти офицеры находятся. Собственно, именно поэтому адвокат потерпевших Вадим Прохоров и заявил ходатайство о допросе генерала Золотова.

Возвращаясь к биографии Мухутдинова, остается добавить немногое. Он действительно был водителем Руслана Геремеева и выполнял в Москве иные его поручения. Представить себе, что именно он вынашивал планы убийства Немцова, руководил старшими по званию и должности в батальоне «Север» Дадаевым и Бесланом Шавановым, а также экс-офицером чеченской полиции Эскерхановым, можно только от большого желания «отмазать» реального организатора.

Да и вряд ли 27-летний майор был в состоянии накопить энную сумму миллионов, обещанную за убийство, а если бы даже и накопил, то уж точно потратил на что-то другое.

В показаниях подозреваемых, насколько известно «Новой», действительно упоминается некий Русик, мало того — упоминается несколько раз. Только — в разных контекстах, настолько разных, что можно с уверенностью предположить: «Русиков» было два (что подтверждается оперативными данными). Один — действительно, Мухутдинов, который, по версии следствия, привозил исполнителям оружие, деньги и все, что потребуется, потом подвозил в аэропорт на следующий день после убийства Руслана Геремеева и Заура Дадаева, и в конце концов уехал в Чечню, прихватив с собой «отработанный» и запасной «стволы». Не тянет на организатора — скорее, курьер.

Где он сейчас? Как неизвестно это было в марте, когда впервые всплыла фамилия Мухутдинова, так неизвестно и по сей день. Есть версия, что его уже нет в принципе. Еще говорят, что он удачно скрывается от ищущих его днем с огнем сотрудников полиции и ФСБ Чечни (по крайней мере, бумага о задержании Мухутдинова была отправлена в Грозный сразу же — в марте). Существует и еще одна, уже озвученная оперативная версия: выправив себе подложные документы, Мухутдинов уехал в Арабские Эмираты. И эта версия, как представляется, имеет право на существование.

Эмираты — излюбленное место, куда на «передержку» отправляются все выходцы из Чечни, замешанные в громких преступлениях, а изготовление в республике поддельных документов, судя по всему, встало на поток.

Герой войны в Южной Осетии, командир батальона ВВ «Восток» Сулим Ямадаев, попавший в федеральный розыск сразу после окончания боевых действий, сначала по одним документам оказался в Азербайджане, потом — в Киеве, а затем, уже по новым, в Дубае, где и был убит (власти ОАЭ тогда подозревали нынешнего депутата Госдумы Адама Делимханова — кстати, родственника Геремеева).

Подозреваемый в убийстве главного редактора российского журнала «Форбс» Пола Хлебникова Казбек Дукузов сначала по липовым документам проживал в Белоруссии, затем под фамилией Балаев оказался в ОАЭ, где сел за грабеж, а как только Генеральная прокуратура России начала делать первые робкие шаги к его экстрадиции, вышел на свободу и, согласно информации из весьма достоверных источников, оказался в на родине — в Чечне.

Рустам Махмудов — убийца Анны Политковской, осужденный к пожизненному заключению, смог до ареста по поддельным документам выехать в Европу вместе с семьей, а затем вновь оказаться дома — в чеченском селе, где жил себе спокойно несколько лет, пока его искали, сбиваясь с ног, оперативники ФСБ, сопровождавшие расследование.

Руслан Геремеев, фамилия которого не дошла до суда даже в заочном виде, так же, насколько известно «Новой», по поддельным документам и под видом конюха «правительственной делегации скакунов» выехал в Арабские Эмираты, да и остался там. Впрочем, появилась информация, что он уже успешно вернулся. Действительно, чего скрываться, если глава Чечни высказался в том духе, что и правильно Геремеев не соглашается явиться на допрос, чтобы не повторить путь предполагаемого киллера Дадаева…

Так что не удивительно, если и Мухутдинов пойдет проверенной тропой старших товарищей, чтобы в итоге — когда все чуть поутихнет — оказаться дома. Сидел же Геремеев в родовом селе Джалка, когда его бурно искали, — и ничего.

Зачем возвращаться? Знакомые оперативники говорят об этом так: если из ОАЭ, да хоть из Папуа — Новой Гвинеи, вытащить подозреваемого можно, то из Чечни — практически никогда.

Так что если бы генерал МВД Рамзан Кадыров возглавил отряд спецназа и проехался бы по своей республике с российскими и международными ориентировками на особо опасных преступников, он бы стал самым удачливым генералом в истории России по количеству успешных задержаний и раскрытых «висяков».

Кстати о «висяках». Если «политическое руководство» следствия все-таки продавит, как мне кажется, уже разработанный и успешно осуществляемый с помощью подконтрольных СМИ план «раскрытия» убийства Бориса Немцова, то в той своей части, которая касается главных фигурантов — заказчика и организатора, — расследование как раз таким «висяком» и станет. Повторит печальный путь дел об убийстве Анны Политковской и Пола Хлебникова.

Напомню последние вехи этого пути в «висяки». В деле Политковской сменился следователь — и это теперь не «важняк» из когорты назначаемых президентом и подчиняющихся председателю СК, а рангом ниже. О его действиях неизвестно ничего, на запросы адвокатов потерпевших отвечают так: приходите, что-нибудь, может быть, расскажем; а на запросы газеты: и не приходите, и не пишите — не скажем ничего. Между тем сделать «висяк» из дела Политковской можно только лишь при большом политическом хотении — в деле и в оперативных наработках достаточно не просто ниточек, а корабельных канатов, способных вывести на посредника, связавшего организатора с заказчиком.

В деле Хлебникова тоже сменился следователь, что он делает, также никому не известно. Зато известно, повторюсь, что предполагаемый киллер Дукузов благополучно не был экстрадирован. А один из главных свидетелей — Дмитрий Павлюченков, тот самый подполковник ГУВД Москвы из секретного подразделения «топтунов», который был признан виновным в организации убийства Анны Политковской, до сих пор толком не допрошен и отлеживается в тюремной больнице, пытаясь выйти на свободу по диагнозу. А ведь хотел заключить сделку со следствием по делу Хлебникова, так как тоже оказался замешан в этом преступлении, мало того, существует версия, что именно его подчиненные в свое время вывозили Дукузова из Москвы в Минск.

То есть не происходит ничего — ни по мелочам, ни всерьез. Хотя если всерьез охватить весь массив информации по самым громким убийствам с «чеченским следом», то можно задуматься и над тем, как они связаны между собой. Может, и никак, но и для подсчета совпадений не хватает пальцев на руках. Вполне вероятно, что характер этих совпадений могли прояснить высокопоставленные чеченские силовики, собравшиеся в родовом селе Геремеева Джалка, через несколько дней после ареста подозреваемых в убийстве Немцова.

Но, увы, их допрашивать непозволительно, и потому остается лишь следить за информационным шумом в СМИ, которые вытаскивают на свет давно известные факты, выдавая за новости и убеждая тем самым аудиторию в том, что виновные понесут наказание. Понесут, но не все. А значит, жди очередного расстрела в центре Москвы.

Источник: www.novayagazeta.ru

20.10.15.