Издевательства над чеченцами и ингушами, не прекращались и в самой депортации. Не могу сказать, что распирает гордость за земляков погибших в этой неравной битве с завербованными зеками. Больше боль и обида за них.
Маленькие дети, женщины и старики вместе с мужчинами вступили в неравный бой за жизнь с бессердечными ублюдками в наколках, тогда как надзирательные органы, которые не вмешивались в конфликт до тех пор, пока чеченцы не начали одерживать победу над этими ублюдками.
Так же эти органы не вмешивались, когда эти ублюдки на протяжении длительного срока грабили чеченцев.
И только когда преимущество было на стороне чеченцев, ублюдки в форме вмешались в конфликт и защитили ублюдков в наколках.
ГОРЕТЬ ИМ ВСЕМ В ВЕЧНОМ ОГНЕ АДА.
16-18 июня 1950 года в восточноказахстанском городе Лениногорск, был устроен чеченский погром, вылившийся в трёхдневные уличные схватки.
В городе Лениногорск Усть-Каменогорского района отбывали наказание пятнадцать тысяч переведенных на вольное поселение каторжников, в основном это были уголовные элементы, сосланные сюда со всей страны. Из бараков их перевели в другой городок на противоположный берег Иртыша. А в те, освободившиеся бараки, предназначенные для уголовников, поселили депортированных из родных мест чеченцев.
Не только голод и холод испытывали в неотапливаемых помещениях несчастные переселенцы. Сюда периодически наведывались зэки, бывшие хозяева бараков. Они устраивали погромы, убивая и калеча чеченцев. Уходя, сжигали бараки, оставляя людей в лютые морозы без крыши над головой и с трудом добытого провианта. Власти были в курсе всех этих беззаконий, но намеренно не вмешивались, молча поощряли геноцид местного масштаба.
Убедившись, что помощи им ждать неоткуда, чеченцы решили защитить себя сами. Накануне очередного погрома они собрались вместе и решили «достойно» встретить своих обидчиков, не дожидаясь, пока они ворвутся в бараки. Организаторами этого своеобразного восстания против уголовников был ученый арабист Ума (к сожалению, фамилию его не удалось узнать) с Улус-Керта и Махмуд Ахмадов из селения Гойты.
Эти два мужественных человека, осознав, что другого выхода у них нет, вооружили чем попало всех, кто способен был держать в руках хотя бы палку (включая женщин и детей), и пошли навстречу зэкам, которые двигались к баракам, чтобы в очередной раз подвергнуть их разгрому.
Впереди шла молодежь. Следом – подростки, старики, женщины и дети.
На мосту через реку Иртыш произошло самое настоящее сражение между зэками и восставшими переселенцами. Женщины и дети сражались на ровне со взрослыми мужчинами. Несмотря на неравенство сил, чеченцы дрались с отчаянием людей, которым нечего было терять. Они хватали своих обидчиков, избивали, сбрасывали с моста. На Иртыше был еще лед, и сбрасываемые с моста уголовники разбивались насмерть. От этого весь лед был в крови.
Потом толпа расступилась, и дрались уже отборные силачи с обеих сторон. Глубокой ночью чеченцам удалось прорваться сквозь толпу и зайти в казахское поселение, чтобы раствориться здесь среди местных жителей. Им удалось продержаться в этом поселении три дня и три ночи. Потом в это дело вмешалась милиция, армия, охрана вольнонаемников. Сначала они стреляли в воздух, потом – по беззащитным чеченцам.
После этой кровавой расправы, власти, наконец, прислали машины и расселили всех чеченцев по Семипалатинской области. Предводителей восстания – Уму и Махмуда Ахмадова отправили в Нижний Тагил в один из самых страшных лагерей, где редко кто выживал. Ума был человек грамотный. Он больше чем за себя переживал за своего молодого друга Махмуда.
Он писал в Москву письма, доказывая, что чеченцы были вынуждены действовать так в целях самообороны, и другого выхода не было. Благодаря хлопотам Умы, через три года Махмуда освободили. А сам Ума просидел в этих жутких лагерях вплоть до 1953 года.
Залпа БЕРСАНОВА
Chechenews.com
13.02.19.