С камерой по зачисткам…
31 августа 2021 г. в Париже ушла из жизни Тамара Калаева. Ушла незаметно. Весть о ее смерти разошлась среди небольшого круга друзей и знакомых, выплеснувшись в небольших некрологах на двух или трех сайтах сторонников чеченской независимости. Тихая смерть этой женщины контрастирует с огромным наследием, что она оставила после себя.
Нет ни одной неправительственной организации, которая не использовала бы в своих отчетах и докладах собранные ею материалы о преступлениях в ходе российско-чеченских войн. И очень трудно найти какой-нибудь документальный фильм о трагических событиях на Северном Кавказе, где бы не было отснятых ее камерой кадров…
Тамара Калаева одна из многих сотен чеченских женщин, которые, рискуя ежечасно своими жизнями, вели летопись российско-чеченских войн. Год назад она скончалась от рака в Париже. Ее тело было доставлено на родину и погребено на кладбище села Гой-Чу рядом с могилами погибших там в марте 2000 г. мирных граждан и чеченских бойцов. Она участвовала в их опознании. Переворачивая своими руками, она сняла тогда на камеру каждое обезображенное тело, каждый найденный под обломками домов снесенного с лица земли села кусок человеческого мяса. Воспоминания об увиденном и пережитом тогда в Гой-Чу не покидали ее потом никогда.
Тамара Калаева родилась в 1957 г. Ее отец служил в 1941 г. в гаубично-артиллерийском полку в Брестской крепости и Вторую мировую встретил там. Вырвавшись из окружения, продолжил воевать и был демобилизован в 1944 г. после указа И. Сталина о депортации чеченцев и ингушей со своей родины. Его отправили вслед за своим народом в Казахстан, но он выжил там, женился и вернулся на Кавказ. Тамара Калаева была в его семье шестым ребенком.
Уже в Грозном она закончила школу, получила инженерную специальность и начала работать. Чеченскую революцию в августе 1991 г. встретила, как говорят знакомые, настороженно, но потом поверила, что чеченцы могут воссоздать свое государство и зажить жизнью, свободной от внешнего давления, от угрозы новых репрессий или очередного акта геноцида. Суть независимости от России чеченцы в то время понимали именно так.
Но демократическое как бы руководство Российской Федерации, само инициировавшее развал Советского государства, отпускать Чечню не захотело. Началась первая российско-чеченская война. Тамара Калаева приняла в ней деятельное участие. Она была в числе тех, кто оборудовал госпиталь в подвалах президентского дворца. Чеченские врачи и медсестры оказывали там одинаково равную и квалифицированную помощь как раненым защитникам столицы Чечни, так и штурмовавшим ее российским военным.
После сдачи города стала оператором государственного чеченского телеканала. С камерой в руках объездила все районы республики, была во всех воюющих чеченских подразделениях, побывала на всех акциях протеста против оккупации. Отснятые ею километры пленки стали частью архива о той войне, народной памяти о героях и перенесенных всеми невзгодах и страданиях.
Вторая российско-чеченская война, начатая Борисом Ельциным для вознесения во власть нынешнего президента РФ, отличалась от первой большей жестокостью в отношении гражданского населения. Тамара Калаева стала фиксировать военные преступления. Узнав, что в каком-то районе или селе обнаружено захоронение или труп, выезжала туда, снимала, записывала показания свидетелей. Она посещала места зачисток, опрашивала родственников похищенных людей. Нет ни одной крупной зарубежной и российской неправительственной организации, которая хоть раз не использовала собранные ею материалы.
Они были включены в отчеты и доклады о ситуации на Северном Кавказе и в Чечне, написанные для подачи в ОБСЕ, в Парламентскую Ассамблею Совета Европы и Совет по правам человека при ООН, легли в основу множества жалоб в Европейский суд по правам человека. И почти никогда с упоминанием ее имени. Тамаре Калаевой это было не нужно. Она не гналась за признанием и славой. Просто делала серьезную и важную работу. А в условиях войны, когда за неосторожное слово или обнародованный факт о преступлении запросто можно было получить пулю, ее нужно делать еще и тайком, в тишине, в стороне от лишних глаз.
Она выработала свой алгоритм сбора информации. Ездила в одиночку и только с проверенными таксистами. Не оставалась на ночь в Чечне и одевалась так, чтобы под кучей бессистемно напяленных платьев, жакетов и курток, дополнявшихся большим бесцветным платком на седой голове, можно было протащить в Чечню камеру, а обратно вывезти кучу фотографий и заявлений от пострадавших. Но все равно в 2003 г. была задержана и брошена в подвал в неизвестном до сих пор месте.
Российские военные держали ее там 11 дней, поднимая наверх для допросов. В ходе одного из них в брюшную полость ей сделали укол с неизвестной жидкостью внутри (именно там впоследствии французские врачи и диагностируют у нее рак). Боясь, что отравят, Тамара Калаева не притрагивалась тогда ни к еде, ни к питью. Ей стало плохо и военные увезли ее к городскому рынку и там оставили.
Излечившись, снова начала ездить на зачистки, к местам обнаружения трупов и к родственниками похищенных людей. Однако она уже привлекла внимание спецслужб. В 2005 г. стало известно, что ее имя внесли в список для задержания, разосланном по отделам полиции и российским блокпостам. Знакомые при помощи правозащитников вывезли ее во Францию – находиться дома и в России ей уже было смертельно опасно.
И за пределами Чечни Тамара Калаева оставалась невероятно скромным человеком. Тем, кем и была всегда. Устроилась на работу и ухаживала за вывезенной через несколько месяцев после нее матерью. А потом заболела. Несколько курсов химиотерапии не помогли и 31 августа 2021 г. она умерла.
О Тамаре Калаевой нет ни фильмов, ни статей. Но она оставила после себя сотни кассет и тысячи страниц свидетельств о военных преступлениях. Оставаясь в тени и не стремясь к известности, не требуя лично для себя ничего, она сделала для своего народа больше, чем многие организации с громкими именами.
Наступит время, когда о Тамаре Калаевой и ее героическом пути можно будет написать более основательные тексты со свидетельствами знакомых, друзей, соратников и со многими подробностями. Время такое, что сейчас пока только так…
https://www.nhc.no/…/the-horrific-memories-from-goy…/…
Chechenews.com
04.09.22.