«Массовые протесты против ареста лидера оппозиции Алексея Навального вселяют неуверенность в режим Путина. Используются странные исторические реминисценции», — пишет на страницах швейцарского издания Neue Zürcher Zeitung Фритьоф Беньямин Шенк, профессор истории Восточной Европы в Базельском университете.
«Долой царя!», — скандировали студенты вечером 23 января 2021 года у московской станции метро «Страстной бульвар». «Свободу, свободу!», — кричали другие. Виктор Шендерович, знаковая фигура российской журналистики и политической сатиры 1990-х годов, с удивлением наблюдал за происходящим и, сбитый с толку, задался в Facebook вопросом: «Какой у нас век?».
(…)
«В политической борьбе между Навальным и Владимиром Путиным, от которой после всего того, что произошло в последние недели, российский президент больше не может увернуться, будущее России интересным образом почти не играет никакой роли, — указывает автор статьи. — Примечательно в свою очередь то, насколько сильно обе стороны в своей борьбе за общественное внимание апеллируют к коллективной памяти людей и применяют историю страны в качестве политического оружия».
«Так, в разоблачительном фильме Навального якобы о «дворце для Путина» подробно описывается, что ворота замка украшены золотым орлом, что напоминает ворота Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. (…) Каждый россиянин, комментирует Навальный в своем фильме, знает эти известные ворота дворца в Санкт-Петербурге, не в последнюю очередь по «штурму Зимнего дворца» в известном историческом фильме «Октябрь» Сергея Эйзенштейна, снятом в 1927 году. Память о свержении царя в 1917 году не стерлась в сегодняшней России. Несмотря на то, что в 2017 году российское правительство основательно пыталось уделять 100-летию переворота как можно меньше внимания, протестный клич «Долой царя!» в субботу звучал как зов из далекого прошлого», — говорится в статье.
Происходившее в центре Москвы напомнило и Виктору Шендеровичу о трагическом событии позднего царского времени. Лишь чудом удалось избежать «ходынки», прокомментировал он. «Этим он напомнил о массовой панике во время торжеств на окраине Москвы в честь коронации в 1896 году Николая II, в результате которой погибли более 1300 человек. Для многих историков долгая предыстория российской революции 1917 года началась на Ходынском поле», — указывает Шенк.
«Но и официальная правительственная пропаганда, вынужденная каким-то образом отреагировать на возвращение Навального в Россию 17 января, глубоко залезла в старый сундук истории», — отмечает автор статьи. Так, на телеканале «Россия 1» вышел сюжет под названием «В пломбированном вагоне», рассказывающий о возвращении Навального как о спецоперации немецкой спецслужбы.
«Так же, как в апреле 1917 года Владимир Ленин переправился из нейтральной Швейцарии в Россию, чтобы подорвать страну, так и немецкое правительство с «немецкой основательностью» приложило большие усилия для возвращения Навального. В сопровождении нескольких полицейских машин блогера привезли на правительственном лимузине в аэропорт, а немецкие полицейские прошли регистрацию на рейс вместо Навального и его жены, говорилось в сюжете».
«В передаче подчеркивалось, что в аэропорту Навальный не дал интервью ни одному немецкому журналисту. Сведущие в истории зрители могли воспринять это как намек на отказ Ленина разговаривать с представителями прессы во время своей поездки по территории Германии в апреле 1917 года», — пишет историк.
«То, что на родине к нему будут враждебно относиться как к «немецкому шпиону», было понятно Ленину уже при отъезде из Цюриха. Также и Алексей Навальный после возвращения в Россию столкнулся со старым обвинением в том, что он марионетка иностранных сил, стремящихся к дестабилизации России и свержению действующего порядка».
«Пытаясь найти объяснение турбулентным событиям последних недель, российская общественность ищет убежища в собственной истории. Россия, как гласит популярное выражение, — страна с непредсказуемым прошлым. И сегодня в политических дебатах толкование настоящего и будущего страны в очередной раз производится путем обращения к истории».
«Были ли все люди, участвовавшие в большой демонстрации в Санкт-Петербурге 23 января, историками? — спросила маленькая дочь молодую преподавательницу истории после ее возвращения с демонстрации. «Наверное, нет», — ответила она. Но, возможно, своим массовым протестом люди вошли в историю», — заключает Шенк.
Chechenews.com
29.01.2021.