27 января, весь мир вспоминает о жертвах Холокоста.
В Германии эта дата особенно болезненна и связана с долгим процессом покаяния.
И спустя 76 лет не сходят с экранов телевидения материалы, рассказывающие о преступлениях нацистского режима.
Россия, унаследовавшая статус страны-освободительницы, формально придерживается всех принципов неприятия угнетения людей по национальному признаку.
Но в то же время у России есть преступления, которые по-прежнему остаются не осужденными и за которые не произошло покаяния.
Развязав войну в 1994 году против Независимой Республики Ичкерия, Россия продолжает переписывать историю, скрывать факты преступлений. Военные преступники спокойно и благополучно живут в Российской Федерации.
Но этого не замечают не только обычные граждане, обыватели. Этого не видят художники.
Если слепота обывателя может быть объяснена пропагандой, заморачиванием мозгов, то слепота художника свидетельствует о более страшном явлении — моральной деградации общества.
Если общество не видит 300 тыс убитых граждан Ичкерии, если общество до сих пор не пришло к пониманию, что развязанная от его имени война лежит в истоках всех проблем, с которыми столкнулись граждане Российской Федерации, то такое общество не имеет будущего.
Как сказал гениальный музыкант Андрей Гаврилов, художник это нерв общества. Если этот нерв отсутствует, то общество умирает.
Художник на то и художник, что обладает особым внутренним зрением, которое не позволяет ему принять лживые притворные призывы к миру за правду.
И тут нашим коллегам следовало бы еще раз вспомнить о судьбе немецких художников 1930-х годов, которые как и сегодня в России были поставлены перед нравственным выбором — сотрудничать или нет с преступной властью.
Год назад мы занимались историей знаменитого немецкого архитектора Людвига Миса ван дер Роэ и его отношениями с нацистами.
Начав свою блистательную с постройки виллы Туггендхат в городе Брно в Чехословакии и приобретя мировую известность после открытия павильона Германии для всемирной выставки в Барселоне в 1929 году, Мис ван дер Роэ стан одним из адептов современной архитектуры. С приходом нацистов к власти Мис ван дер Роэ почувствовал давление, «мягкую силу» нового порядка.
Он делал попытки наладить отношения с режимом, чтобы не потерять заказы.
Он даже возглавил знаменитую школу Баухауз, основанную Вальтером Гроппиусом, сменив директора с левымы взглядами Ханнеса Майера.
Намерения Миса ван дер Роэ были самыми наилучшими — сохранить уникальную школу.
Но игры с нацистами закончились так, как они и должны были закончиться.
Школу закрыли.
Мис ван дер Роэ успел эмигрировать в США, и в следствие этого, не был замаран, как его многие коллеги, связями с нацистскими бонзами.
А вот заказчиков известной на весь мир построенной им виллы, семью Туггендхат, постигла участь миллионов евреев. Родственники Греты и Фрица Тугендхат были отправлены в лагеря смерти. Мы снимали эти кадры в концлагере Дахау.
Директор мемориала Фрау Хаммерманн показывала нам могилы расстрелянных советских пленных, бараки, где содержались немецкие ученые, писатели, художники, возвысившие голос против нацистского режима. В том числе фрау Хаммерманн рассказала о немецких интеллектуалах, которые поставили правду и человеческие принципы выше тех привилегий и подачек, которые они могли получить от партии.
И еще раз хочу напомнить сегодняшним российским художникам. Преступный путинский режим обречен, рано или поздно он рухнет. Но отвечать за преступления, совершенные властью, придется всем. И ответственность художников будет оцениваться не только по юридическим законам, но и по «законам высшим». Законам творчества. И тут скрыться от самого себя не получится.
Chechenews.com
29.01.2021