«Многоженство в Дании запрещено, но все равно практикуется», — говорит Лисе-Лотте Дук (Lise-Lotte Duch), руководитель объединения «Факти» (Fakti), занимающегося женщинами-беженками и иммигрантками.
Сотрудники объединения регулярно слышат рассказы женщин о мусульманских браках, когда один мужчина имеет несколько жен. Некоторые женщины рассказывают также, что они сами оказались в ситуации, когда у их мужа есть и другие жены.
Социальный советник Ина Йенсен (Ina Jensen) отвечает в объединении за проведение бесед с женщинами. По ее оценке, примерно 30% женщин рассказывали, что у их мужей есть также и другая жена.
Об объединении Fakti
В объединении Fakti работают профессионалы, занимающиеся оказанием помощи женщинам-беженкам и иммигранткам, живущим в Копенгагене. Они, в частности, предлагают обучение датскому языку, помощь социальных советников, проведение совместных мероприятий, дискуссий в кафе. Они также предоставляют еду. Ежедневно объединение посещает от 40 до 70 женщин. Цель, которую объединение перед собой ставит — сделать так, чтобы женщины чувствовали себя лучше (в Дании).
Объединение располагает помещениями и небольшим садом в северо-западной части Копенгагена.
На свадьбе имам не нужен
Мохаммад Хани (Mohammad Khani), имам и преподаватель в одной из двух крупнейших мечетей Копенгагена, в понедельник рассказал в интервью для «Берлингске» (Berlingske), что юридически он не должен сочетать браком мужчину, который приходит в мечеть и хочет жениться на второй жене. Но правило нетрудно и обойти, объясняет имам:
«Когда ты заключаешь с датским государством договор о получении гражданства, ты также заключаешь договор о том, что будешь соблюдать законы и нормы, существующие в стране. Так что юридически мы этого делать не должны. Единственное, что мы можем сделать, это рассказать людям о том, как они могут пожениться. Тут имам не нужен. Люди могут сами провести свадебную церемонию. Мы не делаем секрета из того, как это делается».
«Мы не скрываем также и то, что ислам разрешает иметь четырех жен, но вместе с тем упоминаем и о том, что по датскому законодательству в коммуне двух жен регистрировать нельзя», — добавляет имам.
Несвободные дочери ислама в Дании
Точно неизвестно, сколько женщин в Дании живет в параллельном обществе, где они подвергаются физическому, психическому, сексуальному и экономическому насилию со стороны мужчин, которые, в частности, используют иную культуру и исламскую религию для оправдания своих действий. Женщин удерживают силой, пользуясь их невежеством, и мусульманскими браками, вырваться из которых они не могут.
Berlingske рассказывает истории четырех таких женщин. Параллельно с ними эксперты рассказывают о проблемах, связанных с культурой, религией и датским законодательством.
Под покровом тайны
Другие знатоки исламской среды в Дании подтверждают, что запрет на многоженство действительно обходят.
Старший научный сотрудник Аника Ливерсаге (Anika Liversage) знает о случаях многоженства благодаря своему исследованию проблем интеграции в Национальном научно-исследовательском аналитическом центре проблем благосостояния (Det Nationale Forsknings- og Analysecenter for Velfærd, VIVE). Она сама беседовала с женщинами, чьи мужья женились на еще одной женщине, например, за границей.
«В общем и целом женщины не считают, что это нормально. Поэтому, как правило, все происходит под покровом тайны. Не думаю, что в Дании это распространено, но цифрами мы не располагаем», — говорит она.
Даже если некоторые женщины не соглашаются с тем, чтобы быть одной из нескольких жен, они не могут ничего поделать со своим браком, потому что разводиться муж отказывается.
«В некоторых случаях у мужчины есть власть, дающая ему возможность сказать: „Ладно, ты можешь думать, что мы разведены, но я все равно буду иногда заходить и требовать то, что мне полагается как супругу, хотя я и живу большую часть времени с другой женщиной, от которой также имею детей». И некоторые женщины вынуждены с этим жить», — говорит Аника Ливерсаге.
Юридически недействительны
Анита Йонсон (Anita Johnson), организатор портала «Этническая молодежь» (Etnisk Ung), оказывающего консультативную помощь, также знает о женщинах-мусульманках в Дании, оказавшихся в полигамной ситуации. Но с большим количеством подобных случаев ей сталкиваться не приходилось.
«Некоторые из тех, кто здесь живет, знают, что у их мужей есть жены в других странах, как правило, на родине. Некоторые говорят, что их мужья регулярно ездят на родину, и что у них есть ощущение, что там у мужей другая семья», — говорит она.
По мнению Аники Ливерсаге, с религиозными браками сложно что-то поделать. Мусульманские браки не подпадают под действие датских законов.
«Сложно распространить действие закона на то, что не имеет юридической силы. Можно пойти в лес и пожениться по закону Одина и Тора», — говорит она.
Брачное законодательство
В Дании можно сочетаться браком разными способами, являющимися юридически законными. Можно сочетаться браком в ратуше, в народной церкви или в религиозном сообществе, имеющем полномочия заключать браки.
Помимо этого, объясняет Аника Ливерсаге, можно жениться, например, по обычаю Одина и Тора или на исламский манер, но тогда — по датскому законодательству — брак будет недействителен. И здесь сложно применять те законы, которые касаются юридически действительных браков, например, закона о полигамии.
«Тот, кто ранее заключил брак или был одной из сторон в зарегистрированном партнерстве, не должен заключать брак, пока продолжается прежний брак или зарегистрированное партнерство», — так записано в параграфе 9 датского закона о браке.
Berlingske, ДанияChechenews.com
04.08.18.