В прошлую пятницу, 8 сентября, вечером на Бессарабской площади в центре Киева в результате взрыва в автомобиле Toyota Camry погиб Тимур Махаури, чеченец с грузинским паспортом. Женщина и ребенок, которые ехали с ним в автомобиле, пострадали, но выжили. Махаури в составе чеченского батальона воевал против сепаратистских и российских войск на востоке Украины.
По сообщениям СМИ, президент Чечни Рамзан Кадыров считал его своим врагом. В дополнение к этим двум возможным мотивам для его убийства Киев в последнее время стал опасным местом для врагов Москвы.
Учитывая недоброжелателей Махаури и его местопребывание, удивительно, что он не проверил свою машину на наличие взрывных устройств, прежде чем сесть в нее.
Этот случай станет важным уроком для других, говорится в материале вице-президента департамента тактического анализа частной американской разведывательно-аналитической компании Stratfor Скотта Стюарта, текст которого есть в распоряжении «Апострофа».
«Мокрые дела» Москвы
Спецслужбы России имеют долгую историю причастности к убийствам, или «мокрым делам», как их там называют. Они преследовали врагов российской власти по всему миру: бывший подполковник ФСБ Александр Литвиненко был убит в Лондоне в ноябре 2006 года; российский медиаменеджер Михаил Лесин скончался при загадочных обстоятельствах в Вашингтоне в ноябре 2015 года. Это не единственные примеры. Люди, считающиеся врагами Кремля, погибают как в России, так и в других странах.
Тем не менее, похоже, существует очевидная разница в подходах, используемых в разных географических точках. Например, в самой России объекты обычно просто расстреливаются. Хотя российские спецслужбы публично отрицают какую-либо причастность, во время спецопераций внутри РФ они на самом деле не прилагают особых усилий, чтобы скрыть свой почерк. Более того, они, похоже, наслаждаются поигрыванием мускулами и запугиванием противников.
Но за пределами России спецслужбы стараются действовать более осторожно. Несмотря на то, что дело Литвиненко получило широкую огласку из-за некоторых просчетов, использование редкого полония-210 в качестве яда было предназначено для обеспечения медленного и малозаметного умирания, чтобы окружить смерть бывшего ФСБшника атмосферой тайны, подобно смертям Бадри Патаркацишвили в 2008 году и Бориса Березовского в 2013 году — оба также скончались в Великобритании.
Опасность затаилась в Киеве
Но в Украине россияне и их чеченские приспешники действовали в основном неприкрыто, отмечают в частной разведке США. В июле 2016 года белорусский и украинский журналист, критик российской власти Павел Шеремет погиб в результате подрыва его автомобиля. Убийство Шеремета было профессиональной спецоперацией (отметим, что причастность РФ к этому громкому делу до сих пор не доказана, а расследование украинских силовиков затягивается, что отмечает ряд международных организаций, — «Апостроф»).
В августе 2016 года российский журналист Александр Щетинин (следствие считает его гибель самоубийством, — «Апостроф»), известный критикой в адрес Владимира Путина, был найден мертвым на балконе своего дома в Киеве с огнестрельным ранением в голову. 23 марта бывший депутат Госдумы Денис Вороненков, который давал показания против беглого экс-президента Украины Виктора Януковича, был застрелен в центре Киева.
1 июня Адам Осмаев, критик «чеченского правительства», избежал смерти благодаря его жене Амине Окуевой, ранившей киллера. Нападавший Артур Денисултанов-Курмакаев, гражданин России, родился в Чечне, представился французским журналистом и договорился об интервью.
27 июня полковник военной разведки Украины Максим Шаповал был убит взрывом, похожим на тот, в результате которого погиб Шеремет. Киев явно стал опасным местом для тех, кто воспринимается как враг Путина и его чеченского «вассала» Кадырова.
Не любительские бомбы
Тот факт, что после взрыва, убившего Махаури, пассажиры автомобиля остались в живых, указывает на то, что было использовано небольшое устройство направленного действия и, вероятно, пластическая взрывчатка, судя по видео с места происшествия. Кроме того, похоже, взрывное устройство управлялось дистанционно. Убийство имеет все признаки профессиональной, финансируемой государством спецоперации.
Устройство, заложенное в автомобиль Махаури, почти наверняка было сделано профессионалом, который просчитал взрывную силу, чтобы устранить цель, не причинив слишком больших сопутствующих потерь. Хотя эта атака произошла вечером, а не во время утренней поездки на работу, она имела много общего с убийствами Шаповала и Шеремета. Украинские следователи обязательно будут искать доказательства, чтобы в конце концов связать три взрыва.
Махаури, по данным украинских СМИ, также воевал на стороне Грузии, когда российские войска вторглись в эту страну в 2008 году. Вероятно, это сделало его мишенью для российских спецслужб, которые, как сообщается, предприняли уже три попытки его устранить, включая установку бомбы на лестничной клетке его жилого дома в Тбилиси в марте 2009 года. Учитывая этот факт, а также недавнюю волну убийств в Киеве, Махаури следовало принять дополнительные меры предосторожности.
Лучшая защита от подобных взрывных устройств — это держать автомобиль под замком в безопасном месте, чтобы доступ к нему был ограничен. После убийства Шеремета появилось видео, показывающее, как убийцы закладывали бомбу под его машину, когда она стояла на обочине возле его дома.
Если транспортное средство все же приходится парковать в неохраняемой зоне, для проверки на наличие прилипающих взрывных устройств под авто можно использовать небольшое зеркало с подсветкой на телескопической ручке (по неофициальной информации от правоохранителей, взрывное устройство было заложено в подлокотнике между передними сиденьями автомобиля Махаури, — «Апостроф»). Учитывая российскую и чеченскую активность в Киеве, трудно поверить, что Махаури был настолько беспечным.
В Киеве остается еще немало врагов России. Учитывая недавние события, неудивительно, если последуют новые убийства. Чтобы избежать судьбы Махаури, тем, кто не в ладах с Кремлем, следует быть более осторожными.
16.09.17.