«Глава Чечни» заявил о намерении принудительно посылать на войну жителей республики, которые совершают административные правонарушения.
От отправки на фронт не застрахованы и «провинившиеся» силовики, а люди устали бояться за своих близких, говорят опрошенные редакцией Кавказ.Реалии собеседники.
Эта практика для чеченского руководства не нова – на фронт уже посылали «виноватых» перед властями: заподозренных в приеме запрещенных веществ или родственников оппозиционеров. Об этом говорилось, например, в отчете спецдокладчицы ООН по правам человека в России Марьяны Кацаровой.
Первые подобные сообщения появились в мае 2022 года. Тогда похищенных силовиками местных жителей ставили перед выбором: подписать контракт или оказаться в тюрьме по сфабрикованному обвинению. О том, что с так называемым «добровольным» набором в Украину дела обстоят все хуже, говорит и то, что, несмотря на нехватку людей в правоохранительных органах, даже им не делают исключение – за любое нарушение самим силовикам грозит отправка на фронт.
Показательный пример – история, произошедшая в августе на Кубани. Тогда на границе со Ставропольским краем сотрудники патрульно-постовой службы остановили машину без номеров и с включенными спецсигналами, писали местные телеграм-каналы. Водитель отказался показать документы, заявил, что он и сам сотрудник правоохранительных органов, а затем попытался скрыться. В итоге его и трех пассажиров доставили в отдел полиции. Вскоре чеченский оппозиционный телеграм-канал NIYSO опубликовал видео, в котором водитель и один из пассажиров сидят в военно-транспортном самолете – в таких из республики в Украину обычно отправляют новые группы военных.
Другой случай, произошедший примерно в то же время – в августе из публичного поля пропал начальник грозненского отдела вневедомственной охраны Руслан Данкаев. Спустя месяц выяснилось, то он также отправлен в Украину. Другие обстоятельства неизвестны, чеченские оппозиционные телеграм-каналы писали, что перед этим он был «позорно уволен».
Нехватка личного состава в органах внутренних дел по Чечне началась через полгода после начала полномасштабной войны, указывает чеченский оппозиционный активист Абубакар Янгулбаев. По его словам, изначально власть не признавала нехватку людей, но затем ситуация изменилась.
«Сейчас существенно снизилась коррупция при приеме на работу в МВД по республике, так как упало число желающих. Раньше за среднюю должность в полиции люди готовы были платить до миллиона рублей. Однако ситуация изменилась: теперь это действительно опасная работа. В первую очередь из-за того, что после поступления на службу тебя легко и легально могут отправить на войну по приказу», – комментирует Янгулбаев.
В октябре в сети появилось обращение, предположительно записанное кадием Шатойского района республики Хаважи Дадаевым, в нем он требовал от всех религиозных деятелей в своем районе отчитаться, кто из их близких родственников уже был в Украине, а кто нет. Кадий заявил, что неработающих молодых людей надо уговорить устроиться на службу в полицию, а взамен они получат «бронь». О том, что на фронт отправляют не только профессиональных силовиков, но и обслуживающий персонал военных частей, ранее писал сайт Кавказ.Реалии.
Жители республики морально подавлены постоянными угрозами отправки на войну и устали бояться за своих детей, говорит преподаватель чеченского педуниверситета.
«Все задаются одним и тем же вопросом, почему их дети (семьи Кадырова. – Прим. ред.), племянники, близкие родственники не едут на войну, которую они считают священной для других? Пусть начнут с себя», – делится собеседник.
Несмотря на то что в целом запрет на призыв студентов сохраняется, преподаватели стараются «прощать» ошибки и ставить более высокие оценки, чтобы молодых людей не «взяли на заметку» в случае отчисления: «Ректору будет только благодарность за очередного солдата, а преподавателям жить с угрызениями совести, что они не смогли это предотвратить».
Отчитываясь об отправках новых групп на войну, Кадырову важно выслужиться перед Кремлем, указывает на условиях анонимности чеченский политолог.
По его словам, этот инструмент глава Чечни также использует, чтобы укрепить свою власть в республике: «Кадырову необходимо периодически напоминать о том, что он все еще у руля. Он хочет показать, что его здоровье позволяет держать все под контролем».
- После начала войны принудительным отправкам на фронт подверглись даже «провинившиеся» кадыровцы, отмечал чеченский оппозиционный блогер Тумсо Абдурахманов. Однако в первую очередь эта практика коснулась родных и близких критиков власти. Так, на фронт отправили брата критиковавшего Кадырова блогера Хасана Халитова, родственников чеченских оппозиционных активистов братьев Янгулбаевых, племянника главы правительства Ичкерии за рубежом Ахмеда Закаева. Последний оказался в отряде кадыровцев, несмотря на группу инвалидности.
- Ранее контракт с Минобороны РФ могли заключать те, кто находится под следствием, или уже осужденные граждане. В начале октября в России были приняты законопроекты, которые распространяют этот механизм и на подсудимых.
- По информации источника Кавказ.Реалии, на войне в Украине были убиты до 300 уроженцев Чечни.
Chechenews.com
23.10.24.