Главная » Все Новости » Главная новость » Герменчукские ополченцы во время военных действий в Грозном

Герменчукские ополченцы во время военных действий в Грозном

Мы родились в ту ночь, когда щенилась волчица, 

Утром, под рев льва, нам дали имена. 

В орлиных гнездах вскормили нас матери, 
На тучах укрощать коней учили нас отцы.

26 ноября 1994 года вооруженная оппозиция, поддерживаемая российскими танками и самолетами, предприняла попытку свергнуть Президента Чечении Джохара Дудаева и вернуть чеченский народ обратно в колониальное стойло России.

Вооруженный мятеж, организованный российскими спецслужбами при участии местных национал-предателей, был подавлен. Многие российские наемники были захвачены в плен.
И стало окончательно ясно, что на этом Москва не остановится.

Я снова и снова вспоминаю те события, когда Гантамиров и Автурханов беспрепятственно вошли в Грозный. Люди сидели на танках, и представляли себя победителями.
Они остановились на центральной площади Грозного, орудия готовы были уже стрелять, но правительственные силы республики открыли огонь из гранатометов. Мятежники бежали.

Танки остались без всякой защиты, под огнем, становясь цинковым гробом для своего экипажа. А когда извлекли оставшихся в живых танкистов, жители республики были крайне удивлены: они были русские. Светлокожие, светловолосые парни из Таманской дивизии, растерянные и испуганные.

Министр обороны и президент России отказались признавать в них своих. Даже когда президент Дудаев пригрозил казнить военнопленных, министр Грачев продолжал стоять на своем, тупо твердя, что ничего не знает. Тогда спасать военных из Москвы добровольно прибыли: Элла Памфилова, Владимир Лысенко, Сергей Юшенков, Анатолий Шабад. Были трудные переговоры с начальником Главного Штаба Вооруженных Сил Асланом Масхадовым и главой чеченского государства Дудаевым.

Ситуация осложнялась тем. Что министерство обороны РФ позорно продолжало отрицать. Что таких танкистов они вообще не знают. В результате Чеченская Республика проявила жест «доброй воли» и танкисты были отпущены по домам с миром.

Но мир так и не наступил. Самолеты без опознавательных знаков бомбили Грозный. И через считанные дни враг вторгся на нашу землю во всей своей мощи.
Помните хронику Великой Отечественной войны? Когда на четверых солдат было одно ружье. У нас, ополченцев, было примерно так же. Но Родина была в опасности. И нужно было ее защищать.

Первое свое оружие мы получили у командования шалинского танкового полка, для муниципальной полиции, созданной местными органами власти для поддержания порядка на местах. Поэтому отряд ополчения селения Герменчук Шалинского района Чеченской Республики самостоятельно начал вооружаться, покупая оружие и боеприпасы за счет денег, собранных при помощи односельчан.

Сейчас мне могут не поверить, но клянусь Всевышним, люди продавали ковры, домашний скот, машины; деньги отдавали для фронта, бескорыстно. Все было для Родины, все для победы. Оружие покупали у перекупщиков, чаще всего не чеченцев. Их в то время на Северном Кавказе было много из-за многочисленных очагов вооруженного противостояния.

До официального начала русско-чеченской войны 11 декабря 1994 года наше село уже имело 40 вооруженных ополченцев с автоматами калашникова, пулеметами, гранатометами , которые были готовы выступить на защиту независимого чеченского государства.

С началом войны наши ополченцы выстроились в полном составе у здания сельской администрации, где в присутствии местного кадия Мохмада Хасуева принесли клятву защищать Родину. На следующий день, получив приказ Главного Штаба Вооруженных Сил Чеченской Республики, в автобусе, предоставленном нам администрацией села, мы организованно выехали в Грозный.

В приказе чеченского военного командования была определена наша задача: занять боевые позиции вокруг республиканского аэропорта имени Шейха Мансура.

Нас матери родили для народа и отечества, 
И по их зову мы храбро вставали. 
С горными орлами мы свободно выросли, 
Трудности и препятствия гордо одолевали.

В чеченской столице нас встретил командир Таус, который присоединился к нам, чтобы вместе участвовать в охране аэропорта имени Шейха Мансура.
Расположенный на окраине Грозного аэропорт постоянно обстреливался с нескольких сторон российскими оккупантами. Наша задача была отразить нападение вражеской пехоты и военной техники, если они перейдут в наступление.

И что очень нас удивило: аэропорт был забит всевозможными дорогими товарами, которых не успели вывезти до начала боевых действий.
По приезду в аэропорт к нам присоединились несколько наших братьев-чеченцев, добровольцев из Ауховского района Дагестана, которые показали себя мужественными бойцами во время выполнения нашего первого боевого задания.

Российские агрессоры предпринимали многочисленные попытки выбить защитников аэропорта с занимаемых позиций, используя артобстрелы и боевую авиацию. Было очень страшно первый раз в жизни слышать взрывы и чувствовать, как земля содрогается под ногами.

Однако, наличие в аэропорту мощного бункера, сделанного еще во времена Советского Союза, не позволяло нашим врагам добиться успеха. Повторяю, нам, простым сельчанам, далеким от военной подготовки, было страшно, но, как поется в нашем величественном гимне:

Скорее скалы гранитные, как свинец, расплавятся, 
Чем полчища врагов заставит нас склониться! 
Скорее земля возгорит во пламени, 
Чем мы предстанем могиле, продав свою честь!

В середине декабря 1994 года, нам зачитали приказ оставить аэропорт и двинуться в сторону населенного пункта «Совхоз Родина», расположенного в нескольких километрах.
Отступить? Мы не думали, что нам придется оставить столь важный объект, заполненный разного рода промышленными и другими товарами широкого потребления. Нам ведь было приказано категорически – не прикасаться и сохранить по мере возможности.

Для того, чтобы выяснить это, я и Ибба Шейхи отправились в Президентский Дворец в Грозном, чтобы встретиться с начальником Главного Штаба Вооруженных Сил Асланом Масхадовым, который подтвердил, что это его приказ – оставить аэропорт и перебраться на новые боевые позиции. Причина: нужно было выровнять оборонительную линию и создать более надежные боевые позиции.

Через несколько дней российские оккупанты предприняли новогоднюю военную атаку на чеченскую столицу, и нам пришлось в спешном порядке выехать в Грозный, куда также устремились тысячи лучших сыновей и дочерей чеченского народа, с целью защитить молодое чеченское государство.

Никогда и никому мы не покоримся. 
Смерть или Свобода — одного из двух добьемся. 
Сестры наши раны своими песнями излечивают, 
Глаза возлюбленных на ратные подвиги поднимают.

31 декабря 1994 года первая группа наших вооруженных ополченцев с боем пробилась в охваченный огнем и залитый кровью Грозный и с ходу вступила в бой с российскими оккупантами. Вот тут мы и узнали, что значит настоящая безжалостная война. Война, когда тебя пришли убивать из далекого Ростова только за то, что ты родился нохчи и просто хочешь жить на своей земле. Но:

Если нас подавит голод — корни будем грызть, 
Если нас одолеет жажда — росу из травы будем пить! 
Мы родились в ту ночь, когда щенилась волчица, 
Богу, Народу, Отечеству — только им мы служим!

Во время боевого столкновения в Грозном двое наших братьев-ополченцев Хизир и Руслан были тяжело ранены и перевезены в больницу города Шали.

На следующее утро на помощь сражающимся защитникам Грозного прибыли тысячи ополченцев со всей республики, чтобы поддержать защитников города и принять участие в героических сражениях против регулярных войск российской оккупационной армии.

Продолжение следует ….

В тексте использованы слова гимна Чеченской Республики. Автором Чеченского гимна является известный народный писатель Абузар Айдамиров.

Ильяс Мусаев, историк, ветеран чеченской незавимости.

Chechenews.com

17.12.17.