Главная » Все Новости » Главная новость » «Герой нации» — Далхан Беноевский Хожаев. (ВИДЕО)

«Герой нации» — Далхан Беноевский Хожаев. (ВИДЕО)

«Каково место моего народа в этом мире? Что предопределено ему Всевышним? Этот вопрос наверняка ставился многими чеченцами-патриотами. В годы тяжелейшей советско-российской дискриминации и я в мучительных размышлениях искал ответ. Сложившийся в моем воображении, воспитанном на книгах, преданиях и песнях романтический идеализированный образ Чеченца протестовал против несправедливости, дискриминации и унижения моего народа, вызывал боль, гнев и возмущение за многовековые обиды и геноцид.

Для меня «Чеченец» стало не просто названием национальности, это было звание, титул, достойным которого был не каждый. Еще тогда, видя слабости, уродство, низменные пороки многих падших рабов, называвших себя чеченцами, я часто слышал с болью от друзей: «Нах бац вай нохчий» ( «Не все чеченцы мужчины»). И все равно я горячо любил свой народ, принимая его со всеми его недостатками, за его великое героическое прошлое, за его великую культуру, красивый язык, прекрасный облик, за его сохранившуюся веру». Далхан Хожаев.

Далхан Хожаев одним из первых стал кавалером высшей награды Чеченской Республики-Ичкерия «Честь нации», которую ему вручил лично президент Джохар Дудаев. Активный участник национально-освободительного движения чечении. Автор более десяти научных работ и монографий. В мирное время возглавлял Департамент архивов ЧРИ. С началом агрессии принимал самое активное участие в боевых действиях, возглавлял штаб бригады особого назначения, которой командовал Ахмед Закаев».

Далхан  родился 18 апреля 1961 года в Грозном, в семье торгового работника Абдул-Азиза Хожаева и учительницы чеченского и русского языков и литературы Зуры Бибулатовой. Они были выходцами из села Новые (Малые) Атаги Шалинского района, принадлежали к  беноевскому тейпу. Далхану впервые доведется побывать в Беное только во время войны, когда его, тяжело раненого,  туда привезут друзья. Земля предков возродит его, даст силы еще на несколько лет борьбы.

Хотя он любил историю с детства, в науку пришел не сразу. Сначала, после окончания средней школы, поступил разнорабочим на цементный завод в Чир-Юрте. Отслужил в армии в Туркестанском военном округе. Закончил исторический факультет Чечено-Ингушского госуниверситета. Работал преподавателем истории и обществоведения в школе. Был методистом станции юных туристов. Там он познакомился со своей будущей женой Раисой Шатаевой.

В желанной творческой стихии Далхан оказался, поступив научным сотрудником в республиканский краеведческий музей. Он очень много работал в те годы не только как ученый, исследователь, но и как публицист, автор многих статей на научные, научно-популярные темы по истории, этнографии и культуре Чечни и Кавказа. Время перестройки благоприятствовало ему: хотя и с трудом, медленно, но все же снимались запреты с ранее замалчиваемых тем, заполнялись «белые пятна» истории, отбрасывалась созданная фальсификаторами шелуха. Вот тут-то и оказался востребованным тот материал, который годами упорным трудом накапливал молодой ученый.

Честь нации была для него важнее всего, как в глобальном, общечеловеческом смысле, так и в частном – в глазах одного человека. В восьмидесятые годы партийное руководство республики в лице Власова через ученого историка Виноградова решило реализовать «концепцию добровольного вхождения Чечни в состав России», т.е. фальсифицировать историю. Трое патриотов-историков: Абдулла Вацуев, Якуб Вагапов и Магомед Музаев воспротивились этому и поплатились карьерой в НИИ. Их выгнали из института.

В 1980 году, во время спора по этому поводу в аудитории исторического факультета ЧИГУ, между студентом 3 курса Далханов Хажаевым и Сергеем Дударевым произошла словесная перепалка, вследствие чего, выведенный из себя наглой ложью собеседника, Далхан Хажаев влепил пощечину последнему, что было в то время из из ряда вон выходящее событие.

Я помню, как весь исторический факультет во главе с деканом Асланбеком Хасбулатовым выступили в защиту Далхана Хожаева, которому кроме исключения из университета грозило еще тюремное заключение. Общими стараниями профессорско-преподавательского состава университета и активно настроенных студентов, объединенных ненавистью к авторам лже-концепции, Далхана Хожаева защитили и он тогда отделался лишь строгим выговором .

Позже, в годы хасавюртовского перемирия, когда президент Масхадов начнет борьбу с криминалитетом, призовет к ответу похитителей людей, и один из них, наиболее известный и одиозный, скажет, что он готов поклясться на Коране, будто не занимается этим грязным делом, Далхан заявит, что вызовет его на дуэль – за оскорбление Корана. И тот факт, что один из первых орденом «Къоман сий» («Честь нации») был награжден Хожаев – вовсе не случайность.

Chechenews.com

30.01.20.