В «чеченском руководстве» ищут свой, особый путь для формирования общества, республики. В основе этого нового миропонимания, формируемого в последние несколько лет, стоит образ Ахмата Кадырова.
«Легитимность» от народа?
Согласно новой идеологии, все должно опираться на «свободное» волеизъявление чеченского народа. Одним из примеров стала организация так называемого референдума в марте 2003 года, в ходе которого была принята Конституция Чечни, закрепившая пребывание республики в составе России.
Согласно официальной статистике, около 96 процентов участников голосования поддержали предложенную конституцию. Автором документа был Ахмат Кадыров, бывший в то время президентом Чечни.
Однако итоги этого референдума были оспорены независимыми правозащитными организациями. По мнению юриста правозащитного центра «Мемориал«, право было принесено в жертву политической необходимости. Во-первых, трудно говорить о законе, когда референдум проводили органы, не прописанные в конституции региона. Во-вторых, действующий режим контртеррористической операции в Чечне налагал жесткие ограничения на свободу перемещения и право проведения митингов и собраний. В-третьих, к моменту проведения референдума 100-200 тысяч жителей Чечни были вынуждены покинуть территорию республики из-за военных действий.
Как показывали опросы, проведенные накануне референдума, лишь 12 процентов от всего населения изъявили тогда желание принять участие в голосовании.
«Город был практически пуст, на избирательном участке на Катаяме за целое утро пришло только 7 стариков», — вспоминала сотрудник «Мемориала» Екатерина Сокирянская.
Лида Юсупова сообщала с места событий следующее: «Как только по телевизору сообщили, что на избирательном участке, расположенном в школе № 7, наблюдаются очереди, мы пошли туда, и кроме 5 человек никого не обнаружили. Оказалось, что незадолго до нашего прихода там были люди Бислана Гантамирова, которые и создали очередь».
Интересный эксперимент провели французские журналисты: они по несколько раз заходили в один и тот же избирательный участок в Грозном и голосовали, но никто не спрашивал у них паспорта и никого не смущало, что они не владеют русским языком.
Особо активны при голосовании были военнослужащие — десятки тысяч бойцов были расквартированы по всей Чечне.
Таким образом «референдум» был всего лишь пустым звуком, организованным на фоне массовых зачисток в республике. Зато он дал повод властям спустя много лет говорить о каком-то якобы имевшем место «волеизъявлении народа».
Примерно по той же схеме прошли и так называемые выборы президента Чеченской республики в октябре 2003 году.
Публичная политика
Жителям республики навязывается тезис о том, что Кадыров-старший будто бы был первым президентом. О том, что он «первый», все время повторяется в официальных речах местных чиновников, в телерепортажах и новостях — эта характеристика закрепилась за Ахматом Кадыровым, словно его чин или звание.
При этом непонятно, почему отсчет руководителей Чечни берется с 2000 года. С одной стороны, ясно, что период истории независимой Чечни — Ичкерии — воспринимается сегодняшними властями вне закона. Так, никто не смеет говорить о президентах Джохаре Дудаеве, Аслане Масхадове и др. Тем не менее, чеченцы возглавляли республику и в период Советского Союза, а Чеченской Автономной областью руководил Таштемир Эльдарханов.
Образ Ахмата-хаджи навязывают и детям. С малых лет школьников как на чеченском, так и на русском, заставляют писать сочинения о Кадырове-старшем, сочинять о нем стихи и исполнять песни, организуются классные часы в память об отце главы республики.
Пишутся книги, многочисленные статьи научного характера с подозрительными выводами о нем и его деятельности, развешиваются многочисленные, ничем не примечательные картины с его изображением. Музеи, стенды в школах, сувениры и многое другое должны создавать ореол всеобщего почитания Ахмата Кадырова в обществе.
Все мероприятия должны начинаться или заканчиваться со словами благодарности отцу и сыну Кадыровым, что само по себе не может не вызывать их отторжения в силу такого массового насаждения культа личности.
Практически во всех населенных пунктах улицы имени Ленина переименованы в честь отца главы Чечни. Село, где родился и вырос отец Рамзана переименовано в Ахмат-юрт.
Любая помощь населению предоставляется от имени фонда, названного в честь Ахмата Кадырова.
На лицо признаки культа личности семьи главы республики.
Исламский контекст избранности
Кому-то было мало, что его легитимность подтверждалась сомнительными референдумами и выборами, необходимо было придать и оттенок святости, своего рода богоизбранности.
Началось это с попытки доказать, что предки Рамзана Кадырова были богобоязненными и близкими соратниками влиятельного чеченского суфийского шейха Кунта-хаджи Кишиева во второй половине XIX века.
«Прямой путь к святости»
Но на этом не остановились.
«Личность Первого Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова не была республиканского, регионального или даже федерального уровня. Это был всемирно известный учёный-богослов, миротворец», — писал «председатель парламента» ЧР Магомед Даудов, отмечая роль упомянутой фигуры в истории страны.
А вот слова самого сына «святого»: «Воистину, Он был Провидцем. ВСЕВЫШНИЙ избрал Его», – заявлял Кадыров-младший. Рамзан Кадыров также утверждает, что его отец был политиком глобального масштаба посредством эпитетов вроде «известный во всем мире религиозный деятель» и т.п.
Оскорбивший главу Чечни внук Ибн База разместил фото Ахмата Кадырова и исключил его из молитвы
Рамзан Кадыров пошел и дальше в эпитетах и сравнениях. В своем недавнем выступлении он отметил, что та участь, которая выпала на долю его отца, сопоставима с тем, что делал в свое время четвертый праведный халиф Али ибн Абу Талиб: «занимался внутримусульманскими разборками».
Ежегодно в августе в день рождения Ахмата Кадырова, проводятся мероприятия, приуроченные памяти отца Рамзана, включая международные исламские конференции с участием приглашенных из-за рубежа богословов. В честь отца возводятся мечети, медресе и школы хафизов.
Обратный результат
Опрошенные «Кавказ.Реалии» жители Чечни отметили, что не возражают против как таковой роли Кадырова в современной истории, но не понимают, зачем им это напоминать с экранов ТВ каждый час.
Как отмечает шутя житель города Аргун Супьян М., он с друзьями часто пытается отгадать, сколько раз за пять минут назовут имя Ахмат в новостях чеченского телевидения.
«Это стремление главы Чечни продиктовано, во-первых, его желанием придать своему роду особый статус неприкасаемых в чеченском обществе, дабы оправдать вседозволенность и всевластие. Во-вторых, в этом есть подражание правящим арабским династиям из стран Ближнего Востока, с которыми у него установились определённые отношения, и это, с его точки зрения, позволило бы Кадырову — младшему быть «наравне» с ближневосточными принцами и шейхами», считает Азраил И., проживающий в Москве.
Раяна Сардалова, жительница одной из стран Европы говорит, что в ходе каждого визита в Чечню ее удивляет то, как всё пытаются связать с именем Кадырова. По ее мнению, это преподносится настолько агрессивно, что вместо уважения у нее появилось полное отторжение как самого Ахмата, так и его сына Рамзана. Со стороны это выглядит очень примитивно и глупо, считает Раяна.
Chechenews.com
19.11.19.