23 февраля, одна из трагических дат чеченского народа в современной истории. Ровно 64 года назад, обвинив в массовом сотрудничестве с нацистской Германией, по распоряжению Сталина началась депортация чеченцев и ингушей в Среднюю Азию и в Казахстан. Около полмиллиона человек было выслано с родных мест, многие из них погибли — кто-то по дороге, замерзая в эшелонах, кто-то позднее умирал от голода и болезней.
Вдумайтесь в дату – 23 февраля: для советского человека она являлась праздничным днем – день Советской Армии — для чеченцев стал днем траура. И это не было случайностью. Все действия были направлены на то, чтобы психологически сломить народ, прибегая к всевозможным ухищрениям. Навешивая ярлыки преступной нации, НКВД готовил почву своим злодеяниям.
Вот мнение о чеченцах одного из них: «Бандитизм по своему характеру являлся чисто уголовным, скрытым в массе горского населения, живущего своеобразными бытовыми условиями и традициями, воспитанным религиозным фанатизмом. Родовая вражда, кровная месть, национальная ненависть и неуважение, стеснительные земельные условия, обилие оружия у населения, географические условия — все это, в той или иной степени, влияет на массовое развитие бандитизма». Такое понимание национального вопроса у кремлевских диктаторов остается незыблемой во все времена.
Однако, официальный мотив уничтожения чеченского народа — коллаборация с немцами — рассчитан на невежество советских граждан. Истинный мотив Указа Верховного Совета РСФСР о выселении чеченцев и ингушей заложен в первом советском документе из его истории: «История Чечено – Ингушетии — это десятилетия кровавой борьбы свободолюбивого народа против колонизаторов”. Только этим ключом в руках, — как говорил политолог А. Авторханов, — и можно установить историческую правду. Вот почему этот небольшой клочок кавказской земли всегда был «зоной особого внимания».
Так обрывается на тринадцать лет история народа, тринадцать мученических лет вдали от Родины. Дорога смерти была устлана трупами, ставшие безымянными. В кремлевских кабинетах хорошо знали, что для кавказца нет ничего страшнее того, чем остаться без могилы. И эта боль неотделима от страданий сегодняшних поколений, так сильна генетическая память народа. Безымянными стали могилы Президента ЧРИ Аслана Масхадова, 1-го Вице-премьера ЧРИ Хамзата Гелаева, спикера парламента ЧРИ Руслана Абдулхаджиева и многих сынов, дочерей чеченского народа, ставших мучениками на пути Истины. Здесь примечательна судьба поэта, общественного деятеля Апти Бисултанова, пронесшего боль народа в своем творчестве.
Отец Бисултанова был депортирован вместе с остальными чеченцами, как «враг народа» прямо с фронта в Казахстан. Пять из десяти детей умерло с голоду. Его старая мать перед смертью стала свидетельницей уничтожения ее родного села Гой-Чу (Комсомольское). В те мартовские дни 2000 года женщины, старики и дети были согнаны за окраину селения в качестве живого щита российским оккупантам и вынуждены были оставаться на морозе более 10 дней. Она в своей судьбе пережила не только смерть родителей и близких людей в депортации, но ей также пришлось увидеть гибель двух внуков на Второй чеченской войне.
В своей исторической поэме «Хайбах» Апти Бисултанову удалось выразить всю глубину драматизма в эпизоде выселения в местечке Хайбах, где 27 февраля 1944 года войсками НКВД были заживо сожжены более 700 женщин, стариков и детей: «В Хайбахе, в Хайбахе, В Хайбахе… Горят люди и животные, Горят молитвы, Горит пустая Могила моего народа…». Помимо него было еще немало горных селений, где так же беспощадно расправлялись с нетранспортабельной частью населения.
Но к великому несчастью, история не учит людей. Сегодня, как и много десятилетий назад льется невинная человеческая кровь, происходят внесудебные расправы -геноцид продолжается, а народы всего мира по-прежнему безмолвствуют. Они ждут, когда беда придет к их порогу. Именно те, которые в своем историческом прошлом запечатлели стремление к свободе и справедливости, поддерживают борьбу Чечении за свою независимость, несмотря на все попытки России скрыть свои преступления.
Без единого сомнения, мы верим в будущее своего народа, что он возродится из пепла. Этому есть лишнее свидетельство, объявленный 23 февраля — государственный праздник ЧРИ — «День Возрождения чеченского народа». И в этом заключалась уверенность первого Президента ЧРИ Джохара Дудаева, говорившего о том, что мы должны заплатить большую цену сегодня, чтобы будущие поколения были защищены от человеконенавистнической самодержавной России.
Завершить статью хочу словами другого моего соотечественника Зубайраева Чингиза, родившегося в годы депортации в Казахстане и в полной мере испытавшего на себе тяготы спецпереселенца:
Я в казахских степях, в неволе,
Был рожден по неволе судьбы,
Отреченный, еще не рожденный,
От далекой отцовской земли.
И сегодня опять я затравленный,
За морями в далекой стране,
Жить вне Родины здесь обреченный,
Подневольный жестокой судьбе.
Но я верен надежде страстной,
Что однажды, в весенний день,
Я с любовью тоскливой и нежной
Подопру свой отцовский плетень.
Зияуддин Идигов, руководитель Координационного
Совета чеченских беженцев в Грузии
23. 02. 2008.
Chechenews.com
17.02.17.