«Хэндигейт» — это очередной пример своевольного употребления иностранцами того, что они считают американским английским — и модным словцом. «Хэнди» (Handy) — по-немецки «мобильный телефон». А вместе с «-гейт» это слово означает оскорбление, нанесенное АНБ США национальному достоинству Германии в форме прослушки телефона канцлера Ангелы Меркель, о чем заявил перебежчик Эдвард Сноуден из своего московского укрытия в 2013 году», — пишет научный сотрудник Института Гувера при Стэндфордском университете Джозеф Йоффе в The Wall Street Journal.
«Ранее в этом месяце обложка Der Spiegel гласила: «Предательство». В журнале утверждалось, что правительство и его шпионы подрывают государственные интересы, причем Федеральная разведывательная служба Германии (БНД) шпионит за немецкими гражданами и европейскими компаниями от лица злодейского АНБ. Герой этой драмы — Сноуден, который продолжает по капле публиковать ворованные секретные материалы», — возмущается автор.
«Друзья не шпионят за друзьями», — заявила администрация канцлера во время «Хэндигейта».
«Но они делают это, — пишет Йоффе. — В реальном мире каждый шпионит за каждым. Спросите лучших друзей, таких как ЦРУ или израильский «Моссад». Германия также является любимой игровой площадкой британской и французской разведок, не говоря уже о русских и китайцах. В конце концов, Берлин — это средоточие стратегического баланса в Европе и столица третьего по объему в мире экспортера оружия».
«Прокуроры предъявляют обвинения против «неустановленных лиц». Парламент проводит расследования. Левые оппозиционные партии поносят Меркель, вчерашнюю жертву АНБ, как «верную собаку» американцев. Но в основе своей эта история так же нова, как прогноз погоды недельной давности», — иронизирует автор.
Йоффе пишет, что канцлер Гельмут Шмидт любит пошутить о том, что его телефон слушают то одни, то другие, а Гельмут Коль изобрел особый способ, чтобы избежать прослушки — в отдельных важных случаях он делал звонки из телефонной будки на окраине Бонна.
«АНБ — наш партнер, а не противник, — заявил руководитель БНД Герхард Шиндлер. — Мы зависим от АНБ, а не наоборот». Шиндлер добавил, что США предоставили Германии «важную» информацию о планах террористов.
«К сожалению, США могут делать то, чего не могут европейцы, — признает автор. — Во времена холодной войны БНД работала на высшем уровне, имея преимущество перед своими западными партнерами в слежке за странами Варшавского договора. Это сделало БНД ценным «торговым» партнером. Сегодня ей необходимо прослушивать обширную мировую сеть США — и давать что-то взамен».
«Путин, должно быть, ухмыляется, когда наблюдает за тем, как Берлин и Вашингтон, сильнейшие страны Запада, сходятся в поединке — из-за разоблачений Эдварда Сноудена, который продолжит черпать из своего ядовитого варева. Будучи ключевым элементом российской стратегии «разделяй и властвуй», Сноуден станет крупнейшим примером провала контрразведки со времен Розенбергов и Клауса Фукса, выдавших ценнейшие ядерные секреты Америки Москве», — заключает Йоффе.