Дональд Туск хочет казаться жестким политиком, старающимся поставить заслон неоимперским устремлениям России. Но на самом деле сложно найти другого такого лидера, который был бы настолько же уступчив в отношении Кремля: при его правительстве Варшава только и делала, что совершала реверансы перед Москвой.
25 августа этого года председатель Европейского Совета Дональд Туск встречался с Дональдом Трампом. Бывший польский премьер не упустил случая поправить свой имидж, пренебрегая дипломатическим этикетом и интересами западного мира. Он опубликовал в Твиттере свою фотографию с президентом США, снабдив ее комментарием: «По вопросу России согласия между нами нет».
Таким образом Туск посылал два сигнала: он представил себя противником Москвы, а Трампа (в соответствии с искажающим факты подходом либералов) — приспешником Путина. Между тем «Гражданская платформа» (Platforma Obywatelska, или PO, — либеральная польская партия «проевропейской» направленности, которой несколько лет руководил Дональд Туск — прим. ред.) под руководством Туска была самой пророссийской силой в нашей политике со времен Польской объединенной рабочей партии (ПОРП — коммунистическая по идеологии партия, правившая в Польше в период послевоенного социализма и «дружбы» с СССР — с конца 1940-х до 1989 года — прим. ред.). Об этом позорном факте в истории этой партии («Гражданской платформе») следует регулярно напоминать.
Наглец в посудной лавке
Пророссийская политика правительства Туска
Даже польская прокуратура подозревает, что Вальдемар Павляк (Waldemar Pawlak), занимавший в правительстве «Гражданской платформы» и Польской крестьянской партии (PSL) пост вице-премьера, мог в 2010 году получить от Москвы взятку. Соратник Туска хотел продлить невыгодный для Польши газовый договор с Россией (так называемый Ямальский контракт) до 2037 года. О такой перспективе не мечтали даже представители «Газпрома», которые полагали, что польская сторона потребует ограничить срок действия документа 2014 годом.
Энергетику отдавали при Туске Кремлю не только в этом случае. Министр транспорта, строительства и водного хозяйства Славомир Новак (Sławomir Nowak) в 2012 году привел россиян в восторг, высказавшись в положительном ключе о создании энергетического моста, соединяющего Калининградскую область и северные регионы Польши. Россияне планировали построить атомную электростанцию и направлять излишки производящейся там энергии в нашу страну. Против этого проекта выступили Литва и Латвия, проводившие идею о создании новой АЭС в районе города Висагинас, которая могла бы обеспечивать электричеством в том числе поляков, но уже без российского участия.
В тот период отношения между Варшавой и Вильнюсом переживали упадок, а польское правительство, казалось, поддерживает более тесные контакты с Москвой, чем с нашими европейскими партнерами. Одновременно Польша позволила России и Германии завершить их ключевой геополитический проект: газопровод «Северный поток», проходящий по дну Балтийского моря. Еще в 2006 году Радослав Сикорский (Radosław Sikorski) называл эту инициативу «новым пактом Молотова — Риббентропа», но по мановению волшебной палочки Туска изменил мнение и, уже работая в его правительстве, позволил окружить Польшу представляющим для нас опасность газопроводом.
Туск защищает Россию от… Качиньского
Правящие круги «Гражданской платформы» не слышали предупреждений, с которыми выступали президент Лех Качиньский (Lech Kaczyński) и его брат — председатель «Права и справедливости» (PiS). Эта партия приняла к сведению слова о грядущей российской агрессии, прозвучавшие в вошедшей в историю речи, с которой глава польского государства выступил в Тбилиси в августе 2008 года. В августе 2010 Ярослав Качиньский написал письмо, адресованное западным политикам, которое получили, в частности, все европарламентарии. В нем он подчеркивает, что «политика уступок в отношении России со стороны находящихся в Европе и за ее пределами союзников не побуждает другие страны крепко держаться евроатлантической системы». (Польша вступила в 1999 году в НАТО — военный блок, считающийся центром евроатлантической безопасности — прим. ред.)
Качиньский также осудил двусторонние соглашения между членами ЕС и Россией, заключаемые в обход европейских структур. Радослав Сикорский, который занимал тогда пост главы МИД Польши, прокомментировал его текст такими словами: «Что касается очередных выступлений председателя „Права и справедливости», то, вы меня простите, но я каждый раз задаю себе один и тот же вопрос: он сейчас опять на каких-то таблетках или нет?» (Отношения между Сикорским и главой партии PiS Ярославом Качиньским всегда были и остаются напряженными — прим. ред.) Если Ярослав Качиньский призывал к более осторожным отношениям с Москвой, а министры правительства «Гражданской платформы» высмеивали такие призывы, то какая из этих двух партий открывала перед Кремлем двери в Европу?
При этом они открывали их даже в прямом смысле: именно при Туске польское дипломатическое ведомство рукой заместителя министра Катажины Пелчиньской-Наленч (Katarzyna Pełczyńska-Nałęcz) подписало договор о малом приграничном движении между Польшей и Россией, в рамках которого жители Калининградской области получили возможность в упрощенном порядке въезжать на территорию Поморского и Варминско-Мазурского воеводств. Действие этого договора, который не приносил Польше никакой пользы и был выгоден только россиянам, приостановило правительство «Права и справедливости» (PiS).
Иммунитет для Путина
Туск демонстрировал симпатию к Путину, стремясь ограничить политическое значение президента Леха Качиньского. Мало кто сегодня помнит, что Владимир Владимирович Путин даже благодарил польского премьера на страницах «Газеты выборчей». «Когда глава польского правительства направил мне приглашение на мероприятия, приуроченные к 70-й годовщине начала Второй мировой войны, я без колебаний его принял», — указывал диктатор на тесный характер своих отношений с Туском в 2009 году.
Российский премьер появился на Вестерплатте с подачи «Гражданской платформы», хотя президент и лидер «Права и справедливости» выступали против.
Речь здесь идет не только и символах. Сейчас (как и в прошлый раз, когда она находилась у власти) партия «Право и справедливость» старается добиться присутствия американских войск на нашей территории и наращивания их численности, между тем десятилетие Туска стало эпохой снижения активности Вашингтона на Висле.
Конечно, президентство Обамы не способствовало подключению США к противостоянию России, но когда в сентябре 2009 года (и к тому же 17 сентября!) Белый дом объявил, что он отказывается от проекта создания направленной против России системы ПРО в нашей части Европы, польское правительство не только никак на это не отреагировало, но и не разработало никакой стратегии по формированию противовеса неоимперской политике Кремля.
Более того, шаги президента Леха Качиньского, вынужденного работать с премьером Туском, равно как и его инициативы в Грузии или в Литве, встречали противодействие (главе государства даже старались помешать пользоваться самолетом!) и подвергались насмешкам.
Если бы в 2010 году проводился конкурс на главного русофила Европы, Дональд Туск занял бы в нем первое место. Пятнами на биографии лидера «Гражданской платформы» останутся его объятия с Путиным после смоленской катастрофы. (Путин тогда проявил сочувствие польской стороне в связи с гибелью в авиакатастрофе в апреле 2010 года президента Леха Качиньского, автор считает «пятном» прошедшую тогда встречу между Туском и Путиным рядом с местом падения президентского лайнера — прим. ред.). Пятном на Туске останется и передача следствия в руки бывших сотрудников КГБ (генерала Татьяны Анодиной и Ко), а также кампания по нормализации отношений с Кремлем, поддержку которой оказывала в Польше «Газета выборча». Сейчас позорные памятники Красной Армии уже демонтируют, а в мае 2010 года либералы призывали приносить к ним свечи в благодарность за освобождение (!).
Имитация прозрения
Сегодня Туск, конечно, пытается изображать из себя антироссийского политика. Когда Путин аннексировал Крым и развязал войну в Донбассе, западные страны ввели целый ряд санкций в отношении российского истеблишмента, и правительство «Гражданской платформы» тоже заняло в отношении Москвы сдержанную позицию, но было уже поздно. На совести нашей страны останется не только потакание России и попытки заставить ЕС свыкнуться с российской спесью, но и пассивная политика в отношении Украины. А ведь Польша считалась краеугольным камнем Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ — так сейчас в странах ЕС называют восточноевропейские страны к востоку от Германии, часто исключая из этого сообщества Россию — прим. ред.) Польша была как бы послом Украины в Европе. И вот Польша не только не выступила в роли защитницы территориальной целости украинского государства и безопасности нашего региона, но и допустила позорные промахи. То, как мы отказались от геополитической роли, какую могли играть, показывает «Белая книга национальной безопасности», в которой эксперты Туска и Бронислава Коморовского (Bronisław Komorowski) за несколько месяцев до евромайдана писали: «В ближайшие несколько десятилетий Украина будет оставаться в буферной зоне, отделяющей Россию от ЕС, лавируя между двумя этими центрами». Потом президент Коморовский долго медлил с решением о поставке украинцам вооружений, делая это столь явно, что казалось, будто он намерено проявляет неуважение к нашему восточному соседу. Так что действия лагеря «Гражданской платформы» по борьбе с Россией продолжали носить имитационный характер даже после того, как на Украине началась война, а россияне захватили Крым.
Туск не понес наказания
Сейчас политики покроя Туска могут делать многозначительные подписи к фотографиям, подавая знаки своим сторонникам и имитируя возмущение политикой Путина, но те, кто не страдает потерей памяти, знают, кто впустил Владимира Владимировича в сапогах в прихожую Европы и позволил ему перевернуть игровой стол. У Великобритании был Чемберлен, за уступки которого Гитлеру ей должно быть стыдно, а у Польши есть своя причина извиняться перед демократическим миром. Мы позволили Туску в течение десяти лет проводить пророссийскую политику и сейчас позволяем ему делать вид, будто ничего страшного не произошло, а его партии — получать на парламентских выборах больше 20% голосов.
Chechenews.com
03.09.19.