Андрей Сахаров получал награды от иностранных государств, и это служило упреком Советскому Союзу. Самый храбрый критик Путина заслуживает того же.
В 1975 году, когда Владимир Путин вступил в ряды КГБ, российский физик Андрей Сахаров был награжден Нобелевской премией мира. Спустя год КГБ объявила этого самого известного советского диссидента «внутренним врагом номер один».
Сахаров сыграл ключевую роль в разработке советской водородной бомбы, получив за свою работу беспрецедентное количество наград, включая три награды «Герой социалистического труда», четыре Ордена Ленина, Сталинскую премию и Ленинскую премию в 1956 году.
Но к 1975 году он стал главным внутренним критиком Советского Союза, выступавшим против распространения ядерного оружия, требовавшим демократизации и писавшим заявления в защиту политических заключенных. «Свобода мысли — единственная гарантия от заражения народа массовыми мифами, которые в руках коварных лицемеров-демагогов легко превращаются в кровавую диктатуру», — писал он. Нобелевский комитет заявил, что Сахаров стал «выразителем совести человечества».
Сахаров оставался главным врагом КГБ на протяжении следующих 14 лет. Его жестоко преследовали, и в 1980 году его наконец арестовали после того, как он выступил с протестом против ввода советских войск в Афганистан. Его приговорили к пяти годам ссылки в закрытый город Горький (ныне Нижний Новгород), где он устраивал голодовки, во время которых его насильно кормили.
С каждой новой атакой на свободу человека, требовавшего свободы для всех, его репутация крепла, а КГБ тревожился все сильнее. Запад продолжал громко заявлять о своем восхищении Сахаровым, пока советские власти изо всех сил старались изолировать его и заставить его замолчать. В 1977 году президент Джимми Картер написал ему открытое письмо поддержки. В честь него был назван астероид, после чего был снят фильм «Сахаров» с Джейсоном Робардсом (Jason Robards) в главной роли.
Когда перестройка и гласность начали набирать обороты, в 1986 году Михаил Горбачев наконец позвонил Сахарову (пришлось даже специально установить ему телефон, потому что он был полностью отрезан от внешнего мира) и сообщил, что тот может вернуться в Москву. К тому моменту его популярность представляла собой непосредственную политическую угрозу для Кремля: Вацлав Гавел, чешский писатель, ставший президентом Чехословакии, считал, что, если бы Сахаров прожил дольше, его избрали бы президентом России.
В 1988 году Европейский парламент учредил Премию «За свободу мысли» имени Сахарова — премию, которая ежегодно вручается за выдающийся вклад с дело защиты прав человека. Первым эту премию получил Нельсон Мандела. Ее часто вручают диссидентам, журналистам, писателям и активистам, которые, как и сам Сахаров, заплатили высокую личную цену за приверженность своим принципам.
Сахаров умер в 1989 году, когда Советский Союз уже приближался к распаду. Сахаров победил.
Будучи молодым офицером разведки, Путин наблюдал за ростом морального авторитета Сахарова и за грубыми попытками КГБ сдержать его. Сахаров — это призрак, преследующий российского президента, который пытается подавить оппозиционного лидера Алексея Навального. Сумев пережить отравление, в котором он обвиняет людей Путина, Навальный попал в тюрьму, и теперь его приговорили к двум годам и восьми месяцам колонии. Его арест и суд над ним спровоцировали акции протеста по всей России, в ходе которых полиция задержала в общей сложности около 11 тысяч человек. В своих попытках укрепить позиции режима, устранив Навального, российский президент совершает те же самые ошибки, которые совершали его предшественники из КГБ: он превращает «внутреннего врага номер один» в международный символ сопротивления репрессиям. Как это когда-то было с Сахаровым, многие россияне встают на защиту Навального не потому, что они считают себя частью оппозиции, а потому, что их приводит в ужас то, как власти с ним обращаются.
Сахаров был выдающимся представителем интеллигенции, тогда как Навальный — проницательный политик, чья ухмылка со скамьи подсудимых свидетельствует о его готовности — или даже склонности — к публичному самопожертвованию. Сахаров никогда не хотел быть мучеником: «Я против любых форм самопожертвования». Однако между ними есть много общего, включая острое чувство справедливости, способное разрушить автократию. Кроме того, их обоих поддерживали храбрые и красноречивые женщины: Юлия Навальная стала выразителем мыслей своего заключенного под стражу супруга так же, как жена Сахарова, активистка Елена Боннер неустанно работала над тем, чтобы передать его труды из Горького во внешний мир. Неслучайно некоторые самые масштабные акции протеста проходили именно на проспекте Академика Сахарова в Москве.
Путин боится и Сахарова, и Навального. Лауреата Нобелевской премии мира редко упоминают на официальных торжественных мероприятиях, а в школьных учебниках крайне мало информации о его наследии. Организации, занимающиеся продвижением принципов Сахарова в России, подвергаются нападкам, и их включают в списки «иностранных агентов». Стоит отметить, что Путин никогда не называет Навального по имени.
Сейчас Кремль столкнулся с такой же дилеммой, с которой он столкнулся в связи с делом Сахарова несколько десятилетий назад. Если он сейчас отпустит Навального на свободу, Навальный сумеет превратить свою растущую популярность в реальную политическую силу. Однако если держать Навального в тюрьме и натравливать на его сторонников ОМОН, это быстро превратит Навального в ключевой внутрироссийский и международный символ притеснений со стороны властей. История повторяется, и долг Запада — поступить так же, как он поступил в эпоху Сахарова.
К концу жизни Сахарова лишили всех государственных наград, которые он получил от советских властей, однако у него осталось множество наград, которые ему вручил Запад: Нобелевская премия мира, международная литературная премия Чино дель Дука и награда Международного гуманистического союза.
Подобные награды зачастую имеют мало значения — или же выходят боком тем, кому их присуждают. Махатму Ганди номинировали на Нобелевскую премию мира пять раз, но он так ее и не получил. А Ясир Арафат — что совершенно возмутительно — получил ее. Решение вручить Нобелевскую премию мира Евросоюзу в 2012 году стало актом наивысшей бессмысленности. Однако, если подходить к выбору ее получателя вдумчиво, этот жест может иметь огромный этический вес и послужить сигналом о том, что, даже если человека сажают в тюрьму и заставляют молчать в его собственной стране, за ее пределами его все равно услышат.
Если в 2021 году Навальному присудят Нобелевскую премию мира и премию имени Сахарова, он не сможет их забрать, и именно поэтому он должен получить обе эти награды.
Комментарии читателей:
Clarissa70
Мисс Грета Тунберг также номинирована… Премии — только самым лучшим? или наоборот?
Janner
Враг нашего врага может быть нашим другом, но давайте не будем забывать, что Навальный — не самый прогрессивный человек, с которым мы хотели бы связываться. Он — открытый сторонник незаконной аннексии Украины и связан с ультраправыми группировками. Мы должны быть очень осторожны с тем, кого мы хвалим.
Clarissa70
Последнее, что нужно Европе и миру, — это дестабилизированная Россия, погрязшая в гражданской войне, и десятки тысяч беженцев оттуда. Запад должен был извлечь уроки из боевых действий на Ближнем Востоке и в Афганистане.
Smoky Ashton в ответ Clarissa 70
Это не последнее, что нужно Европе. На самом деле, России нужна основательная встряска, чтобы изгнать Путина с его военными играми и вернуться к горбачевско-ельцинской гласности.
Christofer Peterson
Отличная идея, хотя премию, вероятно, получат BLM. Они ведь тоже номинированы.
Chechenews.com
07. 02. 21.