Телеканал «Грозный» показал в понедельник, 30 мая, видео с извинениями жителя чеченского села Кенхи аварца Рамазана Джалалдинова перед исполняющим обязанности главы Чечни Рамзаном Кадыровым за критику в его адрес и «провоцирование народа».
Аварец, бежавший из Чечни и постоянно менявший места ночевки, чтобы его не похитили и не «отвезли к Кадырову», объявил, что возвращается в родное село, и назвал свой видеоролик о коррупции в регионе и плачевном состоянии Кенхи «ошибкой».
На видео аварец говорит сбивчиво, не поднимает глаза в камеру, а синхрон перебивается кадрами внимающего его извинениям богослова Хасмагомеда Абубакарова. Джалалдинов рассказал, что несколько дней искал возможности связаться с Рамзаном Кадыровым для извинений и по совету старейшин обратился в Махачкале к известному в Дагестане религиозному деятелю Хасмагомеду Абубакарову, другу Ахмата Кадырова (бывшего главы Чечни, отца Рамзана).
«Я ходил в мечеть, я через богослова начал… и попросил у него, чтобы с моей стороны извинения просил у Рамзана. Вот я извиняюсь, что это была ошибка, очень большая ошибка — провоцирование народа. Кто пишет, я даже в комментариях писал еще раньше, — чтоб не писал: тот, кто не умеет писать, ему лучше молчать. Я прошу извинения у всего народа. Мне стыдно, что такой человек (Абубакаров) из-за меня встал и пришел вмешиваться в такие дела. И прошу дальше таким же людям, как я, не ошибаться в своих поступках. Что провокаторы эти пишут, — это вообще 99% ложь», — заявил Джалалдинов.
Дальше на видео он еще более сбивчиво рассказывает, как Рамзан, который «светит, как солнце», «восстановил эту страну». «Это уже действует он, он чувствовал все это, что за народ, простой народ… Я надеюсь на Рамзана, что он смотрит мое обращение и мое состояние», — добавил Джалалдинов.
По словам аварца, в Дагестане ему ничто не угрожало: «За мной не гонялись. Я в парках ходил, я возле памятников фотографировался, я свободно по Махачкале ходил».
Объясняя, что побудило его вернуться из Дагестана в Чечню, аварец сказал: «Сейчас многие начнут (говорить), что Рамазана напугали, что Рамазана уговорили. Нет, действительно в прошлую пятницу я пошел в мечеть… я там… обращался после намаза и сказал, что надо эту ситуацию (разрешить)». «Я сам, по собственному желанию это обращение делаю», — повторил Джалалдинов.
Богослов Абубакаров добавил, что Рамзан как «духовно богатый человек» может простить Джалалдинова. В администрации села Кенхи «Интерфаксу» сообщили, что Джалалдинов «вернулся в Чечню» и во вторник будет дома. «Ему окажут всю необходимую помощь в ремонте и восстановлении дома», — заявили в администрации.
Напомним, что 13 мая дом Джалалдинова в селе Кенхи был сожжен. По словам супруги Джалалдинова, в тот день люди в масках зашли в их жилище, посадили ее и детей в машину, после чего «бросили их под мостом», а сам подожгли дом. По версии Рамзана Кадырова, Джалалдинов свой дом сжег сам, чтобы выставить местные власти в негативном свете.
На прошлой неделе Джалалдинов постоянно менял адреса, опасаясь, что его выкрадут и увезут в Чечню
Заявлению Джалалдинова телеканалу «Грозный» о том, что он свободно гулял по Махачкале, противоречит более половины интервью, которое три дня назад, 27 мая, опубликовал «Московский комсомолец». В статье сообщалось, что аварец меняет конспиративные квартиры в Дагестане и номера мобильников чуть ли не каждый день. «Из-за объявленной на него Кадыровым охоты он постоянно меняет место ночевки. Его семья прячется отдельно от него», — сообщила журналистка Юлия Юзик, общавшаяся с ним.
По словам Джалалдинова, на него охотились люди главы Народного собрания Дагестана Хизри Шихсаидова и экс-главы отделения Пенсионного фонда в Дагестане Сагида Муртазалиева, который скрывается в Дубае от уголовного дела по обвинению в финансировании терроризма, убийствах и покушении на убийство. «Его люди и люди Шихсаидова за мной тут охотятся наперегонки, кто первый поймает и сдаст Рамзану», — рассказал Джалалдинов и объяснил, что «все они хотят выслужиться перед Кадыровым».
«Но вы же прекрасно понимаете, что они сделают со мной, если я попаду к ним в руки. Это будет либо унижение, после которого не стоит и жить, либо насилие», — продолжил аварец. «Уже несколько раз меня чуть не забрали прямо в Махачкале, средь бела дня. Как куда? Отвезти Кадырову», — заявил Рамазан.
Он связал попытку похищения у мечети в Цумадинском районе Дагестана после встречи с председателем Народного собрания Дагестана Хизри Шихсаидовым, о которой сообщалось 18 мая, с действиями людей Сагида Муртазалиева. «Сагид Муртазалиев, он же тоже аварец, мы с ним земляки. А его люди охотятся за мной по Дагестану. Не боятся даже Аллаха — приходят к мечети, чтобы избить и выкрасть меня после молитвы», — заявил Джалалдинов.
Заявление Джалалдинова, опубликованное только три дня назад, существенно отличается от прозвучавшего в эфире телеканала «Грозный»: «Я знал, что они будут преследовать меня, и к этому был готов. Я делал это ради своих сельчан, замученных, запуганных несчастных людей, которые честно живут и не знают, как искать правды там, где нет закона. Но то, что они так начнут прессовать и унижать людей, запугивая их тем, что сожгут дома, так же, как и мой, если они хоть слово правды проверяющим из Москвы скажут, вот такого я не ожидал. Мне больно и горько за те страдания, что свалились на этих людей», — цитирует Джалалдинова «МК».
20 мая земляки Рамазана Джалалдинова написали письмо президенту РФ Владимиру Путину, в котором предложили конспирологическое объяснение поведения своего односельчанина: по их словам, «необразованным» Джалалдиновым пользуются «враги России» «для достижения своих грязных задач в информационных войнах».
В начале мая Рамазан Джалалдинов в жалобе президенту РФ Владимиру Путину и генпрокурору Юрию Чайке утверждал, что местные чиновники отнимают у жителей значительную часть компенсаций за разрушенные во второй чеченской кампании жилье, удерживают зарплату бюджетников и в целом устраняются от помощи людям.
Тем не менее Джалалдинову удалось привлечь к селу внимание правозащитников. По сообщению газеты «Коммерсант«, Совет по правам человека при президенте (СПЧ) начал выездное заседание в регионах Северного Кавказа — от Дагестана до Ставропольского края. Помимо прочего, правозащитники намерены встретиться с Кадыровым и обсудить в том числе ситуацию в Кенхи.
Кроме того, в Кенхи после жалоб Джалалдинова местная администрация приступила к ремонту объектов социальной инфраструктуры. Кроме того, начато строительство детского сада, реконструкция Дома культуры, ремонт дорог. Об этом сообщает издание «Кавказский узел» со ссылкой на сотрудника администрации Шаройского района, к которому относится село, и на местных жителей.
Это признал в интервью «МК» и Джалалдинов: «Да, в Кенхи проложили почти 15 км асфальта, появилась дорога, решаются проблемы с электроснабжением и газом. Кадыров старается отчитаться перед президентом и сделать из горького, честного письма Джалалдинова нарядную праздничную открытку Кадырова, где светло и чисто, но люди ходят с заклеенным от страха ртом».
Источник: www.newsru.com
30.05.16.