Зашкаливающие репрессии накануне «выборов» в республике
(Москва, 7 сентября 2016 г.) – 5 сентября 2016 г. суд в Чечне приговорил независимого журналиста к трем годам колонии по очевидно сфабрикованному делу о хранении наркотиков, сообщает Хьюман Райтс Вотч.
23-летний Жалауди Гериев сотрудничал с «Кавказским узлом» — российским медиапорталом, освещающим события на Северном Кавказе и широко известным своими материалами о нарушениях прав человека в Чечне. Журналист намерен обжаловать приговор.
«У нас нет сомнений в том, что Гериеву таким образом мстят за его журналистскую деятельность. Остается надеяться, что вышестоящий суд исправит ситуацию», — говорит Таня Локшина, программный директор Хьюман Райтс Вотч по России.
Рамзан Кадыров, стоящий во главе Чеченской Республики, последовательно проводит курс на искоренение любых проявлений инакомыслия и формирование режима личной тирании. С 2007 г. он руководит республикой по назначению из Москвы, и 18 сентября ему впервые предстоит пройти через прямые выборы.
Гериев был задержан сотрудниками чеченских силовых структур утром 16 апреля. На суде он рассказал, что трое вооруженных мужчин сняли его с маршрутки, когда он ехал из Курчалоя в Грозный, чтобы оттуда вылететь в Москву по делам.
Гериев утверждает, что похитители сняли его с маршрутки, ударили по голове и затащили в свою машину – LADA Priora черного цвета. У него забрали два телефона и рюкзак с паспортом, ноутбуком и другими личными вещами, связали руки проволокой и вывезли в лес рядом с селом Цоцин-юрт на территории Курчалоевского района, примерно в 35 км от Грозного.
В лесу Гериеву минут 30 – 40 задавали вопросы о характере его профессиональной деятельности, угрожали, настаивали, что он «подался в бега», чтобы присоединиться к «Исламскому государству». Затем на «Приоре» подъехал еще один человек, который надел Гериеву на голову пластиковый пакет и перекрывал доступ воздуха, пока Гериев не начал задыхаться. В итоге этот человек уехал, забрав с собой рюкзак Гериева, а самого Гериева остальные отвезли на кладбище на окраине Курчалоя. По версии следствия, именно там он был «задержан» полицией с марихуаной в рюкзаке и немедленно «сознался» в хранении наркотиков, которые якобы на курчалоевском кладбище и собирался употреблять.
Когда дело Гериева слушалось в Шалинском районном суде, он отказался от своих признательных показаний, заявив, что они не соответствуют действительности и были даны под давлением. Суд, однако, не принял его заявление во внимание и практически в отсутствие каких-либо весомых доказательств признал Гериева виновным в «хранении наркотических средств в крупном размере».
«Кавказский узел», Хьюман Райтс Вотч и другие группы, которые отслеживали ситуацию Гериева с момента его задержания, по настоянию родственников Гериева не предавали дело огласке до настоящего времени. «Кавказский узел» пояснил, что первые несколько недель после задержания Гериева родители надеялись на его освобождение, полагаясь на соответствующие заверения некоторых сотрудников правоохранительных органов Чечни, которые со своей стороны убеждали их, что в случае огласки сына не освободят. После передачи дела в суд семья опасалась, что внимание к процессу СМИ и правозащитных организаций может негативно сказаться на положении Гериева и привести к более суровому приговору.
«Дело против Гериева явно сфабриковано, — заявил Хьюман Райтс Вотч Григорий Шведов, главный редактор «Кавказского узла». – Таким образом его наказывают за деятельность в сфере независимой журналистики и одновременно пытаются скомпрометировать в глазах чеченского общества».
В деле Гериева прослеживаются очевидные параллели с другим резонансным случаем манипулирования правосудием с целью преследования несогласных в Чечне. В 2014 г. против 57-летнего активиста Руслана Кутаева, который продемонстрировал критическое отношение к решению руководства республики запретить 23 февраля проведение мемориальных мероприятий, посвященных сталинской депортации чеченцев и ингушей, было сфабриковали дело о хранении наркотиков. Сотрудники полиции задержали Кутаева, со всей очевидностью подбросили ему наркотики, подвергли пыткам, включая побои и электрошок. В итоге Кутаев получил четыре года колонии.
В преддверии выборов главы республики власти Чечни развернули ожесточенные и тотальные гонения на критиков и вообще любых граждан, чья полная лояльность лично Рамзану Кадырову может вызывать хотя бы малейшие сомнения. За неделю до приговора по делу Гериева Хьюман Райтс Вотч опубликовала доклад «Как по минному полю: чеченские власти против несогласных», в котором детально описывается, как власти наказывают и публично унижают людей, которые негативно высказываются о тех или иных аспектах местной политики и общей ситуации в республике, либо не проявляют готовности восхвалять республиканское руководство.
Российские власти должны обеспечить немедленный пересмотр дела Гериева с учетом его заявлений о похищении и недозволенном обращении и решительно пресечь развернутые в Чечне репрессии, считает Хьюман Райтс Вотч.
«Ситуация с подавлением свободы выражения мнений особенно усугубилась за последний – предвыборный – год, и Гериев – одна из многих жертв, попавших под этот каток репрессий», — говорит Таня Локшина.
Chechenews.com
08.09.16.