Главная » Все Новости » Главная новость » Зайнди Аласханов: Моя бабушка Элисат

Зайнди Аласханов: Моя бабушка Элисат

Вот сегодня закончил писать картину про свою героическую бабушку. Звали её Элисат. Я часто задумываюсь о том, смог бы я преодолеть те испытания и трудности, которые выпали на ее долю, прожить жизнь так же достойно как она.

Моя бабушка родила семерых сыновей и дочку.

Семью нашу депортировали дважды; первый раз в 1936 году. Дедушку Агамирзу и его старшего сына, которому едва исполнилось семнадцать лет, расстреляли. Элисат с малолетними детьми отправили в ссылку.

Дочь, узнав о трагедии, рыдая бежала за матерью и братьями и погибла, от садистского удара прикладом конвоира, в довершении сбросившего её безжизненное тело со скалы.

На берегу Каспийского моря, в песках Мангышлака, в незнакомом месте, в условиях изнуряющего климата моя бабушка оказалась одна с детьми. Я пытаюсь представить, как спустя много времени на плоту, ночью переплыли они море и пристали к берегу города Баку. Впоследствии она нередко добрым словом поминала плотовщика, переправившего их на другой берег.

Далее они, почти весь тридцать седьмой год, пешком через леса, избегая встреч с людьми, добирались до дома. Но тут начались новые испытания.
1944 год. Старший сын на войне. Новая ссылка. Элисат, с четырьмя подростками оказались в самом криминальном городе Казахской ССР – Лениногорске. О втором сыне Каца, долго вестей не было.

Не буду вас долго утомлять, рассказом о моей героической бабушке, прожившей долгую достойную и честную жизнь.

У Элисат, было около пятидесяти внуков и внучек и они все до единого прошли через её руки, в прямом и переносном смысле.
Почти у всех снох роды принимала моя бабушка. Среди внуков я был первым кого она приняла и я весьма горд тем, что оказался первым кто увидел ее на белом свете!

У каждого из нас, братьев и сестер, есть своя история связанная «Бабой» и не знаю, как она посмотрела бы на нас сейчас. Не могу сказать за других, а мне было бы неловко смотреть ей в глаза. Напоследок поведаю вам, как она спасла мне жизнь. В начале пятидесятых годов в городах Лениногорске, Усть-Каменогорске и Семипалатинске произошли драматические события.

Криминальные элементы и ссыльные предатели-власовцы организовали провокацию, намереваясь устроить резню чеченцев, однако жестоко поплатились. Все чеченцы до единого прибегли к сплоченной самообороне. Элисат собрала всех своих сыновей и сказала: «Я сделаю харам из молока, которым кормила вас, если вы не защитите честь своего рода».

Кстати, моя мать Айшат, достойно проявила себя в этих кровопролитных боях, за что чеченцы её зауважали. Было много жертв среди детей и стариков. Эти нелюди-шакалы в прямую схватку не шли, убегали и подло нападали сзади, врывались в дома и резали беззащитных детей и беременных женщин. В такой критической ситуации оказались и мы с бабушкой. Подонки прошло по всему бараку, не оставив в живых никого, даже грудных детей.

Элисат, не стала убегать, открыла окно, под которым вдоль всей стены стояла деревянная кровать «фандар». Вот под неё мы и спрятались. Мне было строго указано на то, чтобы я молчал. Очевидно увидав распахнутое окно, бандиты решили, что люди убежали. Так, благодаря находчивости Элисат, мы избежали смерти. Впоследствии она часто вспоминала: «Такой маленький, а как взрослый молчал».

Вот так эта Великая женщина, мне дважды жизнь подарила.

Зайнди Аласханов

Chechenews.com

04.01.22.