Заключенные колонии в Мордовии нанесли себе увечья в знак протеста. ФСИН отрицает давление на арестантов
Родственники заключенных из Чечни, отбывающих срок в федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия», заявляют об издевательствах и пытках в отношении арестантов. По их словам, в ИК-5, которой руководит Валерий Трофимов, незаконные методы обращения с осужденными стали обычным делом.
Это колония строгого режима, куда помещают осужденных бывших работников судов и правоохранительных органов.
Житель села Комсомольское Гудермесского района Чечни Ибрагим Вачаев рассказал «Кавказ.Реалии», что в начале марта его брат Идрис вместе с еще двумя арестантами под угрозой изнасилования от надзирателей проткнули себе животы металлическими болтами, — «заштырились».
Медицинскую помощь им не оказали и у мужчин началась гангрена. Чтобы помочь пострадавшим, то же самое сделали еще семеро заключенных. Тогда всех десятерых с проткнутыми животами все же доставили в больницу. Сведения о повредивших себя разрозненные. Родные заключенных говорят о десяти, а в распоряжении организации «Тюрьма и право» список из 15 фамилий.
Хеда Саратова, член совета при главе Чеченской республики по развитию гражданского общества и правам человека сообщила, что разговаривала с врачом, принявшим арестантов. Медик заверил ее, что состояние пострадавших стабильное и «они улыбаются».
«Что им еще остается? — говорит собеседница. — Кроме того, я разговаривала с теми, кто отсидел в этой колонии и вышел. Они рассказывают, что тамошний начальник, Валерий Трофимов издевается и сам лично пытает этих людей. Мы от лица Совета по правам человека при главе республики будем посылать запросы в УФСИН и связываться с диаспорой там».
Когда информация о массовом чледовредительстве вышла за пределы колонии и о ней узнали общественники, в ИК-5 стали звонить журналисты и общественники. Тогда, по сообщениям все тех же родственников и правозащитников, 20 марта всех жалобщиков жестоко избили и заключенные снова вскрыли себе животы. По состоянию на 22 марта медицинская помощь им оказана не была.
Корреспондент «Кавказ.Реалии» обратилась за комментарием к УФСИН по Мордовии относительно инцидентов со вспарыванием животов. Ведомство в переписке подтвердило только первый инцидент и только в отношении восьми арестантов.
«5 марта 2019 года 8 осужденных, содержащихся в ШИЗО (штрафной изолятор) и ПКТ (помещение камерного типа) ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия, совершили членовредительство». По сведениям пресс-службы, на этот шаг они пошли, «протестуя против законных действий администрации учреждения».
Далее в письме сказано, что осужденным своевременно была оказана медицинская помощь и их жизнь вне опасности. «Свои действия вышеуказанные лица совершили в демонстративно-шантажной форме, преследуя определенную цель — послабление режима отбывания наказания. Стоит отметить, что вышеназванные осужденные признаны злостными нарушителями режима отбывания наказания», — пишет УФСИН.
В сообщении также сказано, что 20 марта в Исламском культурном центре Мордовии прошел круглый стол с участием ОНК (общественной наблюдательной комиссии) Республики Мордовия и ОНК Чеченской Республики. «В ходе встречи обсуждались различные темы, в том числе и вопрос отбывания наказаний осужденных из Северо-кавказского региона в колониях Мордовии», — отчиталось ведомство.
Однако, как сообщили в Совете по правам человека при главе ЧР, сотрудники ФСИН не позволили комиссии посетить ИК-5. Таким образом, члены ОНК не смогли проверить состояние заключенных.
Три года в БУРе
«Брат почти три года сидит в БУРе, (барак усиленного режима), ШИЗО (штрафной изолятор), над ним постоянно издеваются — жалуется Ибрагим Вачаев, — Я почти два года назад был на свидании последний раз, потом свидания перестали давать, Идрис постоянно в изоляторе. Ему год и три месяца осталось сидеть. В Чечне его ждут жена и четверо несовершеннолетних детей».
Родные Вачаева неоднократно обращались во ФСИН и прокуратуру, прося о переводе заключенного поближе к дому. Однако, получили отказ, мотивируя тем, что с 1989 по 1991 год Идрис Вачаев проходил службу в МВД СССР, стало быть, по закону, может отбывать срок только в специализированных учреждениях для бывших работников судов и правоохранительных органов. А в Чечне подобные учреждения отсутствуют.
Сайхат, мать 27-летнего Идриса Аюбова, еще одного арестанта, ИК-5, также жителя Чечни, говорит, что за четыре года, которые ее сын провел в колонии, ей ни разу не позволили свидание. Бывший сотрудник внутренних войск осужден за убийство на 18 лет. Он тоже стал одним из пострадавших в инциденте с членовредительством.
«Покоя не дает этот начальник колонии Трофимов. Угрожали ребятам изнасилованием. Не первый раз ‘штырятся’ в знак протеста против пыток, до этого был случай, моему сыну руку сломали. Пришел надзиратель, говорит: вот этой рукой ты писал жалобу? И ударил железной дверью, сломал ему руку. Избивали, у него кровь шла с мочой, в больнице долго лежал».
Бывший заключенный
Житель Чечни Абубуакар Бисинаев, связавшийся с нами, рассказал, что сам не так давно сидел в Мордовской колонии.
«Я там сидел, в ИК-5. Начальник колонии, Валерий Трофимов меня лично избивал несколько раз. Потому что я жалобы писал и письма возымели действие. Если человек жалуется, из колонии письма не выходят. Только через адвокатов можно. А так, тех, кто отправляет жалобы, сажают в изолятор и все время продлевают. Если в колонию приезжают правозащитники, то всех, кто жаловался, куда-то прячут, в «больничку», или ПКТ (помещение камерного типа), а мой бейджик вешают на другого, лояльного, заключенного. Тот, разумеется, врет комиссии, что не жаловался, у него все хорошо.
Знаю, что сейчас больше десяти заключенных мордовской ИК-5 лежат со вспоротыми животами», — рассказал Бисинаев.
https://www.kavkazr.com/a/29836521.html
Chechenews.com
22.03.19.