США ввели новые санкции против «дружков Путина», пишут СМИ, и это может осложнить сотрудничество по Сирии. Крупные российские проекты, ориентированные на доставку нефти и газа в Китай, Турцию и Германию, из-за санкций и дешевеющего сырья забуксовали. Die Welt призывает Берлин и Вашингтон «задаться вопросом, а станет ли слабая и сокрушаемая кризисами Россия лучшим партнером для мира».
«Администрация Обамы ввела новые санкции против украинских и российских бизнесменов и политиков, близких к Владимиру Путину, что должно продемонстрировать поддержку Киеву, но может осложнить попытки США сотрудничать с Москвой в вопросе прекращения войны в Сирии», — пишут журналисты The Wall Street Journal.
Во вторник министерство финансов США заявило, что задача санкций — заставить Россию соблюдать дипломатические соглашения, направленные на стабилизацию ситуации на Украине, и вывести войска из Крыма.
Наиболее значимые с политической точки зрения меры направлены против компаний, контролируемых людьми из ближайшего окружения Путина, в том числе Геннадием Тимченко и Борисом и Аркадием Ротенбергами, отмечают авторы статьи.
«Если принимать санкции против его дружков всерьез, то нужно ввести меры против их подставных компаний, а также их агентов и партнеров, — заявил высокопоставленный чиновник США. — Именно это мы и сделали».
Американских чиновников давно беспокоило, что эффект от прошлогодних санкций оказался ослабленным: лица, попавшие в черный список, смогли передать свои активы другим.
«Например, Тимченко продал свою долю в трейдере Gunvor всего за несколько дней до того, как оказался под санкциями в марте 2014 года. Это вывело Gunvor — в котором, как утверждает Минфин США, находятся некоторые личные вложения Путина, — из-под действия американских регулирующих органов», — говорится в статье.
И Gunvor, и Тимченко отрицают какие-либо финансовые связи с российским президентом, уточняют журналисты. Братья Ротенберги, которые отчасти разбогатели на получении госконтрактов, также приняли меры по защите своих активов от санкций, утверждает Минфин США.
Издание отмечает, что санкциям также подверглись чиновники администрации бывшего президента Украины Януковича, лидеры сепаратистов и компании, имеющие бизнес в Крыму. В их числе оказались обвиняемые США в коррупции и репрессиях против участников протестов 2014 года Виталий Захарченко и Дмитрий Табачник.
«Через полтора года после того, как США и их европейские союзники наложили экономические санкции на российский энергетический сектор, крупнейшие российские проекты, ориентированные на доставку нефти и газа потребителям в Китае, Турции и Германии, забуксовали», — сообщает Стивен Мафсон в The Washington Post.
Основной жертвой стал план строительства трех газопроводов в Китай. Предполагалось, что российский поворот к Китаю откроет для России крупный новый рынок. Хотя договоренности не расторгнуты, их выполнение приостановлено. Всемирное увеличение поставок газа и развитие инфраструктуры для работы с сжиженным природным газом вдвое снизили мировые цены на это сырье за последний год, и это делает строительство газопроводов менее целесообразным, говорится в статье.
«Кроме того, крупные китайские коммерческие банки, которые должны были обеспечить 25 млрд долларов финансирования, заупрямились. Многие из российских компаний, собиравшихся строить большие участки газопровода, включены в американский санкционный список. Это, например, фирмы, которые контролируют Геннадий Тимченко и братья Ротенберги», — говорится в статье.
«Они боятся санкций США», — сказал о китайских банках экономист Андерс Аслунд из Атлантического совета НАТО.
Автор упоминает о проекте «Турецкий поток», отмененном Россией после уничтожения российского бомбардировщика Турцией.
«Российские планы построить трубопровод в Германию под названием «Северный поток-2» тоже вызвали сопротивление, — сообщается далее. — «Северный поток-2″ собирались строить при участии международных партнеров, в том числе BASF, E.ON, ENGIE, OMV и Royal Dutch Shell. Он должен был идти из России в Германию по дну Балтийского моря».
«Однако Аслунд сказал, что «Северный поток-1» используется всего в половину мощности и что Европе нужно диверсифицировать источники газа, чтобы меньше зависеть от России. Госдеп США отправил своего представителя уговаривать европейские страны отказаться от «Северного потока-2». «Это бессмысленный проект, который надо отменить», — заявил Аслунд.
Автор статьи отмечает, что «туманные перспективы экспорта» и падение цен на газ привели к снижению стоимости акций «Газпрома» на 25% за последний год.
Политический обозреватель немецкой Die Welt Михаэль Штюрмер опасается «банкротства» Кремля по примеру Советского Союза.
«На днях Международное энергетическое агентство принесло радостную весть: цена на нефть ведущей марки «Брент» достигла семилетнего минимума и котировки могут упасть еще ниже». Это радостное для европейцев известие в глазах нефтедобывающих стран — не что иное, как предвестник катастрофы, считает автор. «И, пожалуй, с наибольшими опасениями эту новость читали в московском Кремле».
Штюрмер напоминает, что еще год назад, когда нефть стоила около ста долларов за баррель, Путин с гордостью заявлял международным экспертам, что у него все в полном порядке: шло финансирование Крыма, по плану проводилась военная реформа, вовремя выплачивались пенсии, а население было довольно. «Но всего через несколько недель цена на нефть начала падать, причем падает она сегодня и будет падать завтра и послезавтра», — комментирует журналист.
«Все развивается в зависимости от цены на нефть», — писал десять лет назад Путин, добавляя, что у нее есть только одно направление — вверх. «Но неужели он забыл, что долгий упадок Советского Союза закончился его распадом не в последнюю очередь из-за падения цен на нефть в 1986 году?» Тогда Саудовская Аравия с помощью нефтяной скважины победила Иран, напоминает журналист.
Сегодня цену на нефть тянут вниз, прежде всего, рыночные силы. «Но от этого опасность для Кремля и путинской системы не становится меньше. Политики в Берлине и Вашингтоне должны задать себе вопрос, а станет ли слабая и сокрушаемая кризисами Россия лучшим партнером для мира, нежели Россия сильная и способная к действиям?» — пишет Штюрмер, добавляя, что Россия необходима для сотрудничества в таких вопросах, как иранская ядерная программа и борьба с террором. «Пришло время для целенаправленной стратегии в отношении России», — заключает он.
«Германия агитировала Европу поддержать санкции, введенные против России в связи с событиями на Украине, но не слишком усердствует в их воплощении. Эти неэффективные меры немецкое руководство поддерживает в первую очередь как уступку США и совершенно обоснованно не желает чересчур из-за них страдать», — пишет колумнист BloombergView Леонид Бершидский.
Так, внутренняя проверка Deutsche Bank выявила в российском филиале «подозрительные транзакции» на сумму в 10 млрд долларов. К этим операциям, которые частично проводились в 2014-2015 годах, когда санкции уже действовали, по сообщениям СМИ, причастны друзья президента Путина братья Ротенберги. Как кажется автору, «немецкие надзорные органы (…) заинтересованы в расследовании еще меньше, чем российские».
Другой пример связан с поставками газотурбинного оборудования на Крымский полуостров: их закупают у зарегистрированной в России компании «Сименс технологии газовых турбин», 65% акций которой принадлежат немецкой Siemens. Все формальности соблюдены, но, как пишет Бершидский, «когда немецкая компания снабжает Крым оборудованием, это противоречит духу санкций».
Наконец, с «духом правил ЕС в области энергетики, направленных на диверсификацию источников снабжения топливом», не согласуется выгодный Германии проект трубопровода «Северный поток-2».
«Кто-то назовет терпимое отношение Германии к нарушению санкций лицемерным (…) Однако санкции — это в большей степени политическая декларация», — рассуждает колумнист. «Идея ввести санкции принадлежит США, Меркель их поддержала. Союзники США единым фронтом выступили против российской агрессии. В этом плане положительный результат был получен, но заставлять немецкие компании за него расплачиваться нецелесообразно. Со стороны правительства деятельное продвижение санкций было бы излишним и контрпродуктивным», — считает Бершидский.
Источник: inopressa.ru
23.12.15.