Начав войну против крымских татар, Владимир Путин, похоже, даже не осознает, к чему все это приведет, считает Сергей Руденко. Комментарий украинского журналиста специально для DW.
Суд в аннексированном Крыму объявил вне закона меджлис крымско-татарского народа, приравняв его к экстремистским организациям. Таким образом российская власть получила возможность массово кидать за решетку крымских татар, проявляющих свое недовольство оккупационной властью на полуострове. Владимир Путин и его окружение, похоже, не осознает последствий этого шага.
Сопротивление продолжится
Сразу после аннексии Крыма меджлис дал четко понять: он не признает российской оккупационной власти. Крымские татары активно выступали против так называемого референдума за присоединение полуострова к России. Именно меджлис был одним из инициаторов продовольственной блокады Крыма в сентябре 2015 года. Словом, крымские татары, как могли, протестовали и протестуют против политики Кремля.
Вряд ли для российской власти позиция крымских татар оказалась неожиданностью. Но вот как поступить с коренным народом Крыма, Владимир Путин, похоже, до сих пор не знал. Похищения и убийства активистов, запугивание, обыски не возымели своего эффекта. Ну не мог же, право, хозяин Кремля последовать примеру Иосифа Сталина и депортировать крымских татар с полуострова.
Москва решила действовать изощреннее — поставить вне закона. Цель очевидна — закрыть им рот, подавить сопротивление. А тех, кому это сделать не удастся — посадить за решетку или же вынудить покинуть полуостров. Да, меджлис уже принял решение перебраться в Киев. Да, лидеры крымско-татарского народа объявлены персонами нон-грата на полуострове. Да, борьбу за свои права крымские татары переносят на континентальную часть Украины и в Европу. Но все эти вынужденные шаги не сломят крымских татар, а сделает их еще сильнее и сплоченней.
10% населения Крыма
Нынешняя попытка Владимира Путина «зачистить» полуостров от крымских татар, очевидно, связана с планами Кремля окончательно превратить Крым в военно-морскую базу. В условиях оккупации для России опасно держать возле своих стратегических объектов людей, готовых в любой момент заблокировать военные части или склады.
Запрет меджлиса — и сигнал Путина Западу о том, что Россия пришла на полуостров надолго. И Вашингтон, и Европа уже дали четко понять Москве: лишение крымских татар их представительного органа это — нарушение прав и репрессии по отношению к коренному народу полуострова. Очевидно, за этой реакцией последуют очередные экономические санкции, которые должны отрезвить хозяина Кремля.
Начав войну против крымских татар, Владимир Путин, похоже, даже не осознает, к чему все это приведет. В Крыму проживает около 300 тысяч крымских татар. Это — чуть более 10% всего населения полуострова. Запрет меджлиса не решит для Путина главного вопроса: крымские татары никогда не будут его воспринимать как своего лидера. Российский президент может бесконечно создавать на полуострове подконтрольные ему крымско-татарские организации и искусственно стимулировать движение за Россию. Но для крымских татар он был и навсегда останется оккупантом, чье имя теперь будет стоять рядом с именем Иосифа Сталина.
Ждите провокаций спецслужб
Для крымских татар начинается новый этап борьбы за свои права, в том числе и за главное право — свободно жить на своей земле. Теперь они четко понимают, что без освобождения Крыма от российских оккупантов его реализация просто невозможна. А поэтому цель для них очевидна — возврат Крыма Украине.
Лидеры меджлиса уже заявили, что в составе Национальной гвардии Украины создается батальон «Крым», в который войдут до 560 крымских татар. По словам Рефата Чубарова, концепция батальона уже разработана и передана президенту Порошенко. Его цель — охрана границы Крыма. Еще одно крымско-татарское формирование — «Аскер» — находится в Херсонской области.
Российская пропаганда уже пытается подать эти инициативы как создание батальонов смертников. Что наталкивает на мысль: следующим этапом борьбы с крымскими татарами могут стать провокации российских спецслужб.
Сегодня меджлис — достаточно серьезный и верный помощник для украинской власти в борьбе за возвращение Крыма. Российский запрет на время приостановит развитие крымско-татарского движения на полуострове, но он вряд ли убьет веру коренного народа в то, что справедливость существует и за нее стоит бороться. Главное, чтобы эта вера не угасла и не была предана.