Доклад о действиях России должен был раз и навсегда доказать, что Кремль подтасовал результаты референдума о выходе из ЕС, что Борис Джонсон — агент ФСБ, а Доминик Каммингс — бот, которым управляют из Санкт-Петербурга. Все что угодно, лишь бы не мрачная реальность, состоящая в том, что кампания за выход из ЕС оказалась эффективнее кампании-соперницы.

Это не значит, что режим Владимира Путина не пытался повлиять на голосование в 2016 году. Такое просто немыслимо, однако преступное в своей беспечности отношение властей к безопасности демократии означает, что они недостаточно пристально следили за происходящим, и не знали наверняка, какие события могут произойти.

Министры и спецслужбы должны были знать об угрозе российского вмешательства, потому что, как подтверждается в докладе, Кремль шесть лет тому назад вмешивался в шотландский референдум. В долгожданном докладе есть ссылка на «заслуживающие доверия комментарии из открытых источников о том, что Россия в 2014 году проводила кампании влияния, нацеленные на шотландский референдум по вопросу независимости». В этом нет ничего неожиданного для тех, кто давно уже наблюдает за международной стратегией Путина.

Доклад отразил недовольство многих западных аналитиков политическим прагматизмом Москвы в международных делах:

«Западу трудно противостоять той угрозе, которую Россия создает для его безопасности, поскольку, по нашим оценкам и по оценкам многих других людей, она является целиком и полностью нигилистической. Похоже, Россия видит во внешней политике состязание, в котором проигрыш одного игрока равнозначен выигрышу другого. По этой причине любые действия России во вред Западу приносят ей существенную пользу».

Путинская внешняя политика ревностно отстаивает геополитическую независимость России и агрессивно добивается дестабилизации в западных странах, особенно в США и у их союзников. Такой классический реализм является отражением постсоветской обеспокоенности и тревоги по поводу слабости и упадка страны. Путин измеряет силу своего режима его способностью осуществлять подрывные действия за пределами страны и в равной мере — его возможностями по подавлению внутреннего несогласия.

В этом также нет ничего неожиданного для тех, кто периодически смотрел передачи Russia Today о референдуме. Там не было даже намека на беспристрастность. Соединенное Королевство оказалось на грани развала, и путинские пропагандисты были полны желания швырнуть несколько гранат, чтобы помочь ему в этом деле. Если вам кажется невероятным то, что захватчики Крыма вдруг решили помочь шотландцам сбросить иго английского колониального гнета, постарайтесь понять, что распад Соединенного Королевства стал бы огромным успехом для путинской кампании по дестабилизации Запада.

Это противоестественно, но российское правительство лучше нашего осознает тот факт, что независимость Шотландии является вопросом национальной безопасности. Можно сказать, что роспуск Соединенного Королевства стал бы намного более хаотичным, продолжительным и дезориентирующим процессом, чем неторопливый выход Британии из ЕС. Брексит — это чепуха в сравнении с завершением 313-летнего периода единой политики, экономики и истории. Отделение Шотландии приведет к тому, что Британия на долгие годы уйдет из международной сферы, сосредоточившись на своих внутренних делах.

Ослабление международных позиций и авторитета Британии стало бы чем-то большим, нежели отречение от политической последовательности и уверенности. Сама возможность отделения Шотландии стала бы мощным ударом по попыткам министра внешней торговли Лиз Трасс (Liz Truss) заключить торговые сделки с новыми партнерами. Инвестировать в страну, которая в ближайшем будущем может лишиться трети своей территории и десятой части населения — это совсем не то, что сегодня предлагает министр.

Экономический ущерб — это одно дело. А как насчет подрыва боевой мощи и военного потенциала Британии? Хотя Шотландская национальная партия на протяжении многих лет ведет кампанию против «Трайдентов», Вестминстер как будто не понимает, что независимость Шотландии может лишить Лондон сил ядерного сдерживания. Сейчас эти силы и средства размещаются в заливе Фаслейн и в Коулпорте, однако независимое правительство под руководством Шотландской национальной партии обязательно потребует убрать их из Шотландии. Шотландское правительство уже ссылается на один доклад, где говорится, что боеголовки можно деактивировать в течение нескольких недель, а весь этот арсенал вывезти из Шотландии за два-четыре года, и отмечает, что это является приятным свидетельством того, насколько быстро можно убрать «Трайденты».

Тем не менее, дело не только в том, чтобы просто перебросить подводные лодки на другую британскую военно-морскую базу. Комитет по делам Шотландии в своем докладе за 2013 год сделал вывод о том, что если Шотландская национальная партия будет настаивать на скорейшем выводе субмарин, «это потребует отзыва находящихся на боевом дежурстве подводных лодок, из-за чего постоянное действие ядерных сил сдерживания на море прекратится. Британия в этот период уже не сможет использовать свои силы ядерного сдерживания, и неизвестно, как быстро она сумеет восстановить постоянное боевое дежурство подводного атомного флота».

Другие места на территории Британии либо не подходят для этих целей, либо потребуют значительного времени, инвестиций, изменений в окружающей среде и даже переселения людей. В районе Барроу-ин-Фернесс слишком незначительные приливы и отливы, Плимут слишком густонаселен, чтобы складировать поблизости от него боеголовки, а в Милфорд-Хейвене размещаются терминалы СПГ и нефтеперерабатывающие заводы. Другой вариант — передислоцировать подводные лодки и боеголовки в Соединенные Штаты или во Францию.

Британия либо разоружится, либо будет унижена, а НАТО лишится одной из своих ядерных держав. Путин в этом случае не только получит возможность посрамить ведущую западную державу, но и ослабит международную организацию, которую он считает самым серьезным препятствием на пути экспансионистских замыслов России. Есть немаловажная причина, по которой канал Russia Today выдает в эфир так много материалов о независимости, и по которой этот телеканал симпатизирует Шотландской национальной партии. Есть немаловажная причина, по которой этот канал включил в свою сетку вещания еженедельную передачу, главным гостем которой является бывший премьер-министр Шотландии и икона шотландского национализма. И есть немаловажная причина, по которой агентство Sputnik выбрало Эдинбург в качестве места размещения своей британской штаб-квартиры.

По этой же причине и Иран вмешивался в референдум в 2014 году. Это дестабилизация страны-соперницы, которая играет важную роль в продвижении во всем мире настоящей демократии, основанной на правилах международного миропорядка и глобального лидерства Америки. В развале нашего союза враги видят шанс осадить Британию. Сохраняющееся невнимание властей к этой угрозе подвергает опасности не только нашу демократию, но и нашу национальную безопасность.

The Spectator, Великобритания

Chechenews.com

23.07.2020.