Исхак Асабаев: На днях в с. Д1ай я посетил родственницу, её зовут Ама, ей за 90 лет и она продиктовала мне песню, за которую арестовали Малику Чикуеву..
Я записал эти строчки, которые Ама держала в памяти столько лет..
Ламанца ламарой буохий ахь.
Аренца аренхой буохий ахь.
Цигахь станицаш яхки ахь.
Ва сталин тха дахар дохий ахь.
Йо Дала вилла хьо яшкичу.
1945 г. Музыка в условиях депортации. Малика Чикуева.
Музыка играла очень большую роль в жизни переселенных чеченцев.
Особым почитанием пользовались люди, умеющие играть на национальных музыкальных инструментах -дечиг-пандуре (чеченская балалайка) и кехат-пандуре (гармоника).
Часто в доме у кого-нибудь собирались молодые люди на вечеринку, и там всегда звучала музыка: в ней чеченцы находили утешение своей тоске по потерянной Родине и надежду на возвращение.
В песнях воспевали Кавказ и проклинали Сталина и Берию.
И если информация о том, что в этих песнях звучали слова о несправедливости совершенного над народом насилия, виновности в этом руководителей страны, или даже слова, воспевающие Кавказ и прежнюю жизнь чеченцев, доходила до властей, следовали самые решительные меры со стороны НКВД.
В этом случае авторы и исполнители этих песен отправлялись по этапу в лагеря ГУЛАГа.
Так случилось с Маликой Чикуевой.
Она с детства была одаренной девочкой: пела, играла на гармошке.
Сама сочиняла стихи и песни. Ни одна свадьба не обходилась в Старых Атагах без ее участия.
В феврале 1944 года среди самых ценных вещей, которые Чикуевы собрали в дальнюю дорогу, была и гармошка 14-летней Малики.
В пути, в холодных и голодных теплушках, она своим пением согревала души взрослых и детей.
…До свиданья, Родина!
Прощай, Отчизна!..
Неизвестно встретимся ли Когда-нибудь вновь… — пела, Чикуева, и эта только что сочиненная, наполненная грустью и глубокой тревогой песня как-то прибодряла людей и делала их ближе друг к другу.
Семья Чикуевых оказалась в Лениногорске Восточно-Казахстанской области.
Малика и там не расставалась с гармошкой.
Пела про далекий Кавказ, который чеченцы называли ласково Нана-Дег1аста, и про тяжкое горе, постигшее народ, выражала мольбу ко Всевышнему Аллаху о милости.
Как пишет А. Ар-самерзаева, «в то страшное время, уверена, мало кому удалось с пронзительной детской непосредственностью так глубоко и ярко показать народное горе.
Песни Малики сплачивали людей в это беспросветное время» [42].
К ним в дом вечерами приходили земляки, чтобы послушать песни Малики.
А она пела сочиненную ею очередную песню:
Куда летишь, куда летишь ты, птица?
Куда твой лёт над облаком стремится?
Я знаю, то не солнечный восход Манит, куда-то твой полет…
О, как свободно, быстро без усилий Тебя несут легчайшие крылья!
Открыт тебе небес родных простор,
Весь свет твой обнимает взор…
А мы в плену тюремного засова,
Закованы в булатные оковы…
Оповести же всех, птица,
Что наш народ стал узником темницы.
С юношеской бесшабашностью распевала она и песню про великого вождя:
О, Сталин, будь ты проклят,
Поскорей сыграй ты в ящик…
Кто-то из информаторов, в конце концов, донес коменданту об антисоветских песнях Чикуевой, и через некоторое время она и ее отец были арестованы.
В декабре 1945 года обоих осудили по 58 статье уголовного кодекса РСФСР — за антисоветскую деятельность.
Отцу дали 15 лет, а Малику Чикуеву, накинув к ее возрасту 3 года,
приговорили к 11 годам заключения.
Она отсидела в лагерях 9 лет и вернулась
к матери в 1954 году, уже после ‘ смерти ненавистного ей Сталина .
(М. Ибрагимов. Чеченцы: выселение, выживание, возвращение.
(1940-1950 — е годы))
Chechenews.com
24. 02. 21.