«Разрешал ли Израиль сомнительный экспорт программного обеспечения для слежки, руководствуясь политическими интересами? Не вызывает сомнений то, что правительство имеет четкое представление о клиентах фирмы NSO Group», — пишет швейцарское издание Tages-Anzeiger.
«Термин «военно-промышленный комплекс» популярен уже многие десятилетия — при этом понятие «разведывательно-промышленный комплекс» привлекало гораздо меньше внимания. Незаслуженно, ведь этот комплекс имеет практически симбиотические черты. Особенно когда речь идет об электронном наблюдении», — отмечают журналисты Георг Масколо и Петер Мюнх.
«В США уже в 1919 году армия ежедневно получала от Western Union копии всех телеграмм, которые она хотела видеть. В 1960-х годах курьеры АНБ появлялись на предприятиях связи во время ночной смены и забирали дискеты. Один из крупнейших в мире экспортеров технологий шифрования, швейцарская компания Crypto AG, на самом деле долгое время принадлежала ЦРУ и БНД. Совсем недавно документы разоблачителя Эдварда Сноудена доказали, насколько тесно в течение длительного времени сотрудничали спецслужбы США и Кремниевая долина».
«Однако ни в одной стране отношения между спецслужбами и промышленностью не являются традиционно более тесными, чем в Израиле, — указывает издание. — Это связано с двумя особенностями: страна постоянно находится в состоянии войны, сотрудничество — это патриотический долг. А без многих экспертов, которые приобретают свой опыт подслушивания в армии, прежде чем уйти в бизнес, израильская кибериндустрия не была бы столь успешной».
«Обеспечила ли NSO Group, оказавшаяся в центре разоблачений Pegasus Project, лазейку для израильской разведки, неизвестно. NSO это отрицает. Однако, сомнений не вызывает то, что израильское правительство имеет четкое представление о клиентах компании. В конце концов, технологию можно продать только при наличии специального разрешения на экспорт от министерства обороны Израиля. Окончательное решение всегда остается за государством. И в отношении NSO Group государство ведет себя великодушно. О правах человека при выдаче экспортных лицензий, по-видимому, не спрашивают. Единственное предписание в соответствующем законе: «В отношении государства, которому поставляется товар, не должно действовать эмбарго ООН, — поясняет израильский юрист и правозащитник Эйтай Мак. — Властители всего мира ценят это».
«Это подтвердил, например, филиппинский правитель Родриго Дутерте, который пришел в восторг во время визита в Израиль в 2018 году. «Когда речь идет об оружии, есть только одна страна, у которой его можно покупать, и это Израиль», — сказал он во время встречи с бывшим президентом Израиля Реувеном Ривлином. По его словам, когда его правительство закупает оружие в таких странах, как Германия или США, существуют ограничения. А то, что применимо к танкам или беспилотникам, применимо и к кибероружию», — говорится в статье.
«Эйтай Мак неоднократно пытался противодействовать свободной выдаче Израилем экспортных лицензий. (…) «Нам нужно больше контроля и больше прозрачности», — говорит Мак. В суде он получил отпор. «Мне даже запрещено говорить, почему иск отклонили», — объясняет он. Суд наложил запрет на публикацию информации по делу по соображениям национальной безопасности. Единственное, что стало достоянием общественности, это фраза председателя суда Эстер Хают: «В нашей экономике от этого экспорта зависит не мало».
«Мак говорит о «двух способах» развития бизнеса. Или компания находит потенциального клиента и обращается в министерство обороны за разрешением на экспорт. Или же инициатива деловых отношений исходит от самого правительства. Это особенно характерно для стран, с которыми у Израиля нет официальных дипломатических отношений. «Поставки оружия всегда были средством создания альянсов», — говорит Мак».
«Очевидно, что эта модель была доведена до совершенства в эпоху премьер-министра Биньямина Нетаньяху, — пишет Tages-Anzeiger. — (…) Нетаньяху часто называл Израиль «мировой кибердержавой», и есть много оснований полагать, что правительство Израиля быстро осознало ценность этой технологии для своих целей во внешней политике и политике безопасности».
«Некоторые наблюдатели уже давно убеждены, что недавнее сближение Израиля с ближневосточными государствами было инициировано путем расширения сотрудничества в области разведки и поставок технологий наблюдения. (…) По словам источника, знакомого с процессом выдачи разрешений, офис премьер-министра Нетаньяху неоднократно давал «советы» о том, кто должен — и кто не должен — стать клиентом NSO».
«Бывшие и нынешние американские чиновники в кругах безопасности убеждены, что израильские спецслужбы следят за тем, как клиенты компании используют эту технологию».
«Примечательно, что сделки NSO Group неоднократно коррелировали с поездками Нетаньяху. Израильская газета Haaretz, которая также является партнером проекта Pegasus, говорит о «дипломатии NSO». Она скрупулезно проследила, как правительство Израиля стало «крестным отцом» кибериндустрии: в странах, которые посещал Нетаньяху, за его визитом часто следовали сделки с NSO Group, в частности, в Венгрии, Индии, Мексике и Руанде. И во всех этих странах расследование, проведенное командой Pegasus Project, выявило неправомерное использование программного обеспечения Pegasus», — говорится в публикации.
«В письме министерства обороны говорится, что экспорт средств кибербезопасности разрешается «только правительственным учреждениям для законных целей». «Если будет установлено, что эти условия нарушены, мы примем соответствующие меры», — говорится в сообщении. Но то, что новое правительство хочет что-то изменить в практике выдачи экспортных лицензий или в отношениях с NSO Group, вызывает сомнения», — констатирует Tages-Anzeiger.
Chechenews.com
23.07.21.