Дело об «ингушских протестах» внезапно обрело новый поворот. Оказалось, что показания против участников митинга давал человек, который когда-то под запись призывал их освободить.
Имя общественника Идриса Абадиева достаточно известно в Ингушетии. Особенную популярность он приобрел после митингов осени 2018 и весны 2019, когда местные жители выступили против соглашения о границе с Чечней.
Сейчас Абадиев вновь на слуху. В сеть просочились материалы следствия, в которых он дает показания против ингушских активистов, в частности, Бараха Чемурзиева и Малсага Ужахова. Они были задержаны после митинга в Магасе в марте 2019.
«Все они вели себя на митинге неправильно, практически не интересовались мнением народа и говорили, что если они выражают мнение народа, то все должны им подчиняться», — говорится в показаниях.
Позже Абадиев продолжает: «Мне не нравилось их стремление к власти и как они показывали народу, что надо требовать своих прав. При этом делали это очень агрессивно и очень активно. Так нельзя. Нельзя будоражить людей и побуждать их на действия, которые могут перерасти в противоправные. Именно этим вот эти люди и занимались».
Абадиев обвиняет членов Ингушского комитета народного единства в том, что они «зажигали» народ, говорили о «наболевших» вопросах, исторических проблемах народа.
«Они, как я понимаю, хотели по-быстрому выгнать действующего главу республики Ингушетия и занять его место, поделив власть между собой», — говорит Абадиев.
Буквально на следующий день Абадиев записал видеообращение, в котором опроверг свои показания, сославшись на то, что подписал их, не прочитав, потому что у него не было с собой очков.
«Там не было и 5-10% того, что я сказал. Я поднял скандал. Следователи сказали: «Не надо скандалить, давайте мы уберём, что не нравится». Там у меня очков не было. Я сказал Борису (адвокат Абадиева – прим. ред.), чтобы он прочитал исправленную версию. Он прочитал и сказал, что всё так, как я сказал. Только тогда я подписал», — говорит Абадиев в своем обращении на ингушском.
Адвокат Борис Маматов подтвердил эти слова: «Этих слов Идрис не говорил. Я заверяю со всей уверенностью. Сейчас идет следствие и будет суд. И на суде все эти показания будут оглашаться».
Вызвал в шариатский суд
Спустя еще один день журналист Изабелла Евлоева заявила, что Абадиев обратился в шариатский суд в отношении нее, ее супруга и еще нескольких человек.
«В своем оправдательном видеообращении (в том самом, в котором Идрис рассказывает, что не видит без очков) господин Абадиев уведомил нас, зрителей, что намерен подавать заявление за клевету в следственные органы. Правда, пока подал только иск против нас. А что вы думали? Кому видно, тому и стыдно. Увидел чужой протокол с доносом — извинись! Это сейчас тренд такой, — написала в своем телеграм-канале Евлоева. — Да и вызывать нас, преследуемых в России за политическую позицию, хоть и в шариатский, но все же российский суд гораздо безопаснее».
Корреспонденту Кавказ.Реалий Евлоева рассказала, что показания Абадиева абсолютно реальны: «К сожалению, показания Абадиев действительно дал. И его слова о том, что он забыл очки, — всего лишь попытка оправдать себя. Протокол я видела сама и могу уверенно говорить, что это не подделка, так как получила их из достоверного и надёжного источника. Кроме этого, риторика показаний и их характер вполне в духе Абадиева».
Евлоева вспоминает, что ещё во время протестов он неоднократно выступал против арестованных ныне Малсага Ужахова, Бараха Чемурзиева и других, критиковал их и пытался внести раскол.
«Причём его оппозиционная активность резко утихла, а ведь в республике непаханое поле дел, в том числе и одна из главных на сегодня проблем: незаконное удержание под стражей арестованных активистов протеста, в защиту которых в Ингушетии не выступил разве что ленивый, — объясняет Евлоева. — Справедливости ради отмечу, что Абадиев один раз записал видео с требованием освободить активистов, но в тот же день, судя по дате публикации видео и дате на протоколе, дал показания против. Не знаю, что вынудило его это сделать, но если, как он говорит, его слова в протоколе были изменены, думаю, он просто обязан подать в суд на следственные органы».
Евлоева отмечает, что Абадиев может быть не единственным, кто давал показания против протестующих: «Судя по информации, которую дал мне мой источник, свидетели обвинения ещё есть, но говорить со стопроцентной уверенностью я пока не могу, так как протоколы не видела».
Затаил злобу?
Лидер регионального отделения общественной организации «Опора России» Магомед Оздоев в комментарии Кавказ.Реалиям отмечает, что Абадиев еще во время первых протестов позволял себе достаточно резкие высказывания.
«Абадиев во время митинга осенью 2018-го года допускал крайне неприятные большинству жителей высказывания на грани, так сказать, национализма, в адрес чеченцев (тут важно заметить, что несмотря ни на что большинство чеченцев и ингушей считают друг друга братскими народами), — объясняет Оздоев. — И если в 2018-м митинг был стихийным и не было каких-то серьезных возможностей регулировать, кто выступает и что говорит, то уже к митингу 2019-го его до выступления не допустили, насколько я помню. А началось это еще в 2018-м, он и его близкие уже тогда подверглись серьезной критике за его поведение и высказывания».
Оздоев подчеркивает, что выражает сугубо личное мнение: «Мне показалось, что он затаил обиду на организаторов за это. У меня нет сомнений в том, что он давно хотел власти и видел себя в ней, поэтому активно участвовал в общественно-политической жизни. Я верю в то, что он реально такие показания дал (ибо в тот момент он был «на ножах» с теми, на кого дал показания) и сейчас пытается как-то оправдаться. В то же время нельзя не отметить и того факта, что когда при Юнус-Беке Евкурове (бывшем главе Ингушетии — ред.) многих похищали и убивали, он был одним из немногих, кто осмеливался критиковать власти за это».
О том, ждать ли еще неожиданных свидетелей обвинения, Оздоев не в курсе: «Есть ли еще темные лошадки… Не знаю, наверное они на то и темные, что про них никто не знает».
Инцидент не исчерпан
Несмотря на то, что инцидент с показаниями Абадиева произошел еще несколько дней назад, шумиха вокруг него не утихает.
Накануне свою оценку показаниям Абадиева дал «Совет тейпов ингушского народа».
«Такое поведение мужчине не подобает, — отметил пресс-секретарь организации Магомед Муталиев. — Нас с детства учили, что положено мужчине, а что — детям. Видимо, Абадиева не учили. Ну и деньги многих испортили».
В то же время председатель Совета Мурад Даскиев считает, что факт этих показаний очень негативен: «Люди все понимают, на суде все станет известно, а сама тема с Абадиевым неприятная».
Племянник Абадиева Муса выложил видео на ингушском языке, на котором его дядя клянется, что никогда не имел умысла навредить участникам протеста, а сам протокол называет сфабрикованным. В то же время пока неизвестно, собирается ли Абадиев жаловаться в правоохранительные органы на служебный подлог со стороны следствия. Таких заявлений со стороны Абадиева еще не было.
Адвокат Бараха Чемурзиева Джабраил Куриев не стал отвечать на вопросы Кавказ.Реалий: «Без комментариев. Когда до суда дойдем, там будем разбираться».
После мартовских протестов в 2019-м году не менее 96 активистов подверглись преследованиям. В отношении по меньшей мере 29 из них возбуждены уголовные дела. Всего было задержано 82 человека, до сих пор под арестом находятся не менее 25 активистов.
Chechenews.com
17.08.2020.