Когда пару месяцев назад сирийские правительственные войска при поддержке российских и иранских подразделений от блокады Алеппо перешли к наступлению на этот важнейший город, антиаасадовские силы приуныли.
Сверху по ним работала правительственная и российская авиация, с юга и востока поддавливало «Исламское государство» (запрещенная в России организация — прим. ред.), с запада — асадовская коалиция, а курдов на севере больше интересовало, как отсечь пути снабжения Алеппо и враждебной им Турции, чем оказать поддержку запертым в городе отрядам оппозиции.
Буквально на прошлой неделе российское командование в Сирии заявило, что будет открыт гуманитарный коридор, все мирные жители и сложившие оружие боевики смогут его покинуть. Вышло, однако, совсем иначе. Алеппо, его значительная часть, удерживается отрядами оппозиции еще с 2012 года, и утрата города, второго по масштабам и значению в стране, означала бы для нее жестокое поражение, а для Асада, еще год назад находившегося в отчаянном положении, огромную победу. В блокированном городе находится 250-300 тысяч мирных жителей, и понятно, что такое количество людей не может покинуть город ни через какой коридор, хотя положение критическое.
Специальный представитель ООН в Сирии итальянец Стаффан да Мистура оценил запасы воды и продуктов в Алеппо как трехнедельные. Видимо, это обстоятельство также внушало оптимизм сирийско-российско-иранской коалиции по захвату города. Обещание коридора должно было ишь снять с себя ответственность за колоссальные жертвы при штурме города с помощью артиллерии и авиационных налетов. Представители организации «Врачи без границ» говорят о том, что четыре городских больницы были подвергнуты бомбардировке за последнюю неделю. Чтобы как-то отогнать авиацию от города, жители Алеппо жгут шины, над городом стелется черный дым. И вот как раз в тот момент, когда все ждали разгрома и захвата Алеппо, в воскресную ночь началась операция по деблокаде города.
Эксперты утверждают, что это самая крупная операция сирийской оппозиции за несколько последних лет. В ней принимают участие тысячи бойцов, в том числе отряды, прибывшие за сотни километров. Удар наносится как с внешней стороны окружения, так и изнутри. Причем в этом сражении сотрудничают подразделения демократической оппозиции и боевики исламистской организации «Джабхат Фатах аль-Шам» (запрещенная в России организация — прим. ред.), которая еще недавно именовала себя «Джабхат аль-Нусра», но заявила о своем разрыве с «Аль-Каидой» и переименовалась.
Именно ее шахиды прорвали линию обороны правительственных войск, применив «шахидомобили» — начиненные взрывчаткой машины со смертниками. Такое сотрудничество в бою — вынужденный шаг и неизбежный, без него обе силы потерпели бы поражение. В результате такого внезапного и массированного наступления уже правительственные силы оказались почти окружены.
В этой пестрой каше различных отрядов, действующих в тесной близости друг от друга, применение авиации теряет всякий смысл. Пока рано утверждать, что полная деблокада удалась, но военная инициатива остается на стороне оппозиции. Следует напомнить, что перед этим потерпело поражение широко разрекламированное наступление на Ракку — основной оплот «Исламского государства». Войска проасадовской коалиции были отброшены далеко от этого города. С помпой взятая Пальмира, где российские музыканты с участием любимого виолончелиста Путина Владимира Ролдугина даже давали концерт, за что получили боевые медали, сейчас находится почти в полном окружении, и бои идут на ее окраинах.
В общем, быстрой победы у сирийцев при помощи России не только не получается, наоборот, воодушевленная ее поддержкой сирийская армия распотрошила свои не очень большие силы в наступлении на нескольких направлениях, и теперь закономерно терпит одно поражение за другим. Но поражение терпит не только Башар Асад и его войска. Из Сирии пришло сообщение, подкрепленное фото— и видеодоказательствами о сбитом российском вертолете Ми-8 с пятью военнослужащими на борту. Один из них, возможно, оказался в плену, остальные погибли. Вертолет был сбит над провинцией Идлиб, которая контролируется той самой вчерашней «Джабхат аль-Нусра».
Это самая крупная известная единоразовая потеря российского контингента в Сирии. Одновременно в интернете появилось видеообращение ИГИЛ непосредственно к Владимиру Путину с обещанием перенести джихад в Россию. Человек с закрытым лицом говорит по-русски: «Послушай, Путин, мы придем в Россию и будем убивать вас в ваших домах… О братья, несите джихад и убивайте их!» Субтитры указывают, что запись сделана в Ираке, в пограничной с Сирией районе. Это не первые угрозы в адрес России, но игнорировать их опасно.
Терроризм в огромной коррумпированной стране, к тому же пребывающей в кризисной социально-экономической ситуации, может оказаться трудно решаемой проблемой для всего огромного силового аппарата России, кое-как справляющегося с радикалами на Северном Кавказе.
В общем, сирийский победоносный поход России в Сирию оборачивается серьезными проблемами для страны и уже ощутимыми потерями. Впрочем, никакого внутреннего недовольства по поводу того, что русские солдаты и офицеры гибнут непонятно за что в далекой стране, ожидать не приходится. Молча терять для россиян в последние годы вошло в привычку.
Источник: Haqqin.az, Азербайджан
03.08.16.