Главная » Все Новости » Мнение » Исламские деятели о национализме и патриотизме

Исламские деятели о национализме и патриотизме

boevie_bashni

Любые наши проблемы или интересы соприкасаются не иначе как с геополитикой, политиков и религией, и рассматривать их нужно в ракурсе этих объективных понятий, так чтобы каждая проблема получила свою четкую ссылку к этим понятиям, в рамках которой мы его анализируем. Это есть практическо-реальная сторона.

Теоретико-идеологическая сторона ислама строиться на том, что любые вопросы должны рассматриваться в рамках сформулированных на базе исламской идеологии доктринах. Актуальными доктринами нашей тематики являются, доктрина шариатского права (юридическая сторона — ал фикъх1у шар1ий), доктрина реальности (анализ конъектуры – фикъх1ул вакъи1), доктрина последствий (соответствие действий и предполагаемых результатов – фикъх1ул маала).

С точки зрения геополитики мир остается быть биполярным, политика в свою очередь носит многополярный или региональный характер, а религия она устойчива и неделима.

1 – Геополитику необходимо рассматривать через призму «доктрины реальности».

Исламский мир в силу двуполярности мира также разделен на две или несколько умм. И естественно у обоих умм свои беды и интересы. И, следовательно, недопонимания в позициях, возникающих в сфере территориальных интересов, необходимо сводить к доктрине реальности. Если реальность одной из умм объективна только для нее, она так и должна быть в принципе, то эта же реальность для другой уммы в большинстве случаев будет субъективной и неактуальной. И было бы большой ошибкой оценивать ее позицию на объективную реальность, в которой она пребывает, субъективными взглядами другой части уммы, у которой совершенно другая реальность и другие интересы.

Если даже исламская умма с точки зрения исламского мировоззрения теоретически едина, а реальность твердит, что умма разделена на две или несколько единиц, то не рационально и не уместно рассматривать эту проблему через призму шариатско-юридической доктрины, в ракурсе религиозной объективности. Если подходить к этому вопросу с точки зрения устойчивых и строго регламентированных правил шариатской юриспруденции, то вот где могут возникнуть противоречия, в силу несовместимости устойчивости шариатской доктрины и объективности религии с обусловленностью геополитической конъектуры и обусловленностью самой реальности.

2 – Политику необходимо рассматривать через призму «доктрины последствий».

Исходя из интересов той или иной нации, народа, территориальной единицы, у каждой из перечисленных естественно будут свои интересы и свои проблемы, от решения которых зависит их будущее.

Эти проблемы, разумеется, должны быть связаны с кем-то или с чем-то. Если эти интересы у одной исламской единицы связаны с кем-то, с кем у другой исламской единицы связаны проблемы, то, как поступить в этом случае, принимая во внимания, что идеологически исламская умма едина. Тут мы уже сталкиваемся с иллюзорной несовместимости между геополитикой – доктриной реальности и политикой – доктрины последствий.

Но эту нестыковку мы уже развеяли, когда говорили о геополитике. Если исламская умма едина – это шариатская доктрина, а реальность такова, что исламский мир разделен на несколько геополитических полюсов – это доктрина реальности, то рассматривать политику, проводимую этими полюсами соответственно своим интересам, нерационально и неуместно через призму шариатской доктрины.

Как мы сказали, политика подчиняется доктрине последствий, а предугадывания последствии дело неустойчивое и непредсказуемое, то мы приходим к мнению о несовместимости при анализе чисто политических вопросов ссылаться на религиозную объективность, т.е. шариатскую доктрину.

Исходя их вышеизложенного, мы можем констатировать, что каждая территориальная исламская единица имеет право, даже в некоторых случаях обязана, проводить собственную политику, защищая свои интересы, решая свои проблемы и рассчитывая на собственный благополучный исход и последствия, если они не противоречат заведомо известным положениям шариатской доктрины.

И к завершению хочу привести цитату из посланий одного из выдающихся исламских деятелей двадцатого столетия и основателя движения «братья мусульмане», изложенных им по вопросам национализма и патриотизма:

«Национализм славы

Если люди, превозносящие принцип национализма, имеют при этом ввиду необходимость потомкам следовать путем предков в их славе, величии и силе ума, считая их образцом для подражания, то это очень хорошо и прекрасно, что мы поощряем и всячески одобряем. Что может быть лучше, когда сын гордится славой и величием отца, черпая из этого источника свой энтузиазм и великодушие в силу родственной и наследственной связи! Стремясь пробудить энергию и пыл нынешнего поколения, разве мы не обращаем их внимание на славные дела наших предков? Указание на это содержится в словах Посланника Аллаха: «Люди подобны самородкам: самые лучшие из них в джахилии являются самыми лучшими и в Исламе, если только они обладают знаниями». Таким образом, вы убедились, что Ислам не выступает против национализма в этом возвышенном и благородном смысле.

Национализм нации

Если национализм понимать в том смысле, что племя, к которому принадлежит человек, и его нация являются для него первоочередными, и он стремится делать для них добро, хорошие дела, оказывать помощь и бороться за них, то это тоже совершенно справедливо. Интересно, какой же человек не прилагает своих усилий в первую очередь ради своего народа, в среде которого он родился и вырос?

Всегда было заведено, что земляки человека ближе к нему, каким бы не было их отношение.

Если цель национализма состоит в том, что все мы обязаны беззаветно трудиться и бороться, причем каждая группа добивается достижения своей собственной цели с тем, чтобы, если будет угодно Аллаху, встретиться всем на арене победы, то поистине благословенно такое разделение задач и целей».

Разве мы не стремимся сделать из мусульманских народов когорты, каждая из которых трудится на своем участке с тем, чтобы затем всем объединиться под сенью свободы и независимости?

Это и подобные истолкования сути национализма прекрасны и восхитительны, против чего Ислам никоим образом не возражает, являясь для нас критерием и мерилом истины. Мы приветствуем такой национализм и стремимся к нему.

Национализм джахилии

Национализм может также пониматься как возрождение исчезнувших обычаев джахилийской эпохи, восстановление забытых порядков, ликвидация стабильной и процветающей культуры, отказ от Ислама и его норм под лозунгом национализма. Начинается восхваление именно своей национальности, как это произошло в некоторых государствах, которые пошли по пути уничтожения признаков Ислама и стирания характерных черт арабов, вплоть до отмены арабских имен и азбуки, а также и самого арабского языка, оживления джахилийских обычаев. В таком смысле национализм является позорным и опасным явлением, влекущим за собой самые тяжкие последствия. Национализм подобного рода ведет Восток к огромной потере, что грозит утратой исторического наследия, своего положения в мире, исчезновению его самых характерных черт и проявлений чести и благородства. Но все это не сможет нанести вред религии Аллаха: «И если вы обращаетесь вспять, Он приведет на место ваше другой народ, и они не будут подобны вам» (47:38).

«Истинно, Аллах избавил вас от джахилийской надменности и ее восхваления. Все люди произошли от Адама, а Адам — из земли. Единственное преимущество между вами — это ваша праведность».

Халид Т.

http://www.nmayd.com/archives/38.shtml

10.06.15.