В частности, на равнину было выселено 1218 беноевцев. Мусса Кундухов, объезжая оставленные чеченцами сёла, всюду взрывал старинные башни, служившие укреплениями для восставших чеченцев , сжигал дома. Солдаты угоняли скот и увозили хлеб.
«Все постройки, как в аулах, так и хуторах, сожжены до основания, – докладывал он, – сено не только в аулах, но даже на самых вершинах гор истреблено огнём, чему жители сами удивлялись, увидев, что в неприступных трущобах и на высотах сено горело». ноября 1860 года генерал Баженов докладывал помощнику начальника Терской области генерал – майору Кемпферту: «Нынче с термоевцами окончил. Все аулы уничтожены. В Эти и места нельзя узнать, как хорошо разобрали»
Таким образом, начиная с ноября 1860 года и в продолжение ряда месяцев, вся Чечня находилась в огне. Население выселялось с насиженных мест и водворялось в местах, вполне доступных оружию царских войск. Военные в ходе карательных экспедиций угоняли скот, увозили хлеб и домашний скарб крестьян в царские крепости, взрывали башни, уничтожали хлеб на полях и аулы сравнивали с землёй.» (ОРФ СОИГСИ. Ф.33. Оп.1. Д.1. Л.11,15). «Лишённые всяких средств к существованию горцы противились как могли, но в результате многолетней войны людские ресурсы оказались на исходе».
История народов Горской республики больше всего полна войной.
Горцы Кавказа с полным правом могут повторить вслед за римлянами: „Жить — значит воевать”.
Исторический очерк «Автономная Горская Социалистическая Республика», 1921.
Chechenews.com
20.11.19.