Многие политологи и эксперты полагают, что Рамзан Кадыров сегодня второй по значимости политик в Российской Федерации. Я бы данное определение несколько расширил. Если охватывать взглядом исключительно провластную политическую поляну, то никаких иных политических деятелей, другими словами — людей, умеющих формулировать и отстаивать оригинальную повестку, на ней не наблюдается. То есть получается, что Рамзан Кадыров – второй и последний политик в России.
То, что отличает его от собратьев по цеху, других глав российских регионов, лежит на поверхности и секретом ни для кого не является. Прежде всего, Рамзан Кадыров – полновластный хозяин своей территории и людей, на ней проживающих. Кроме того, он постоянно вытребывает для себя любые условия и фактически навязывает Кремлю решения, которые многим в Москве кажутся весьма сомнительными.
Например, Чечня – единственный кавказский регион России, где 18 сентября этого года пройдут прямые выборы главы республики. Идею проведения всенародных выборов в Чечне, несомненно, продавил Рамзан Кадыров. В то же время он всегда крайне жестко реагирует на даже локальные покушения на собственный суверенитет. Достаточно вспомнить годичной давности конфликт со ставропольскими полицейскими, попытавшимися осуществлять свои должностные функции на территории Чечни.
Тогда дело чуть не закончилось применением оружия. Однако в последнее время г-н Кадыров ясно дает понять, что его претензии выходят далеко за границы подведомственного региона. Сегодня всем очевидно, что Рамзан Ахматович, несмотря на постоянные заявления об абсолютной лояльности Путину, всерьез замахнулся на федеральную повестку. Его война, объявленная московской внесистемной оппозиции, – яркое тому подтверждение.
Он как бы говорит Путину: «Хозяин, у тебя под боком развелась целая стая шайтанов! Конечно, ты так велик, что даже не замечаешь. Однако это очень опасно! Но ничего, хозяин, я с ними разберусь и тебя даже не побеспокою». И вот, 5-го апреля истекают полномочия Рамзана Кадырова. Далее по закону Владимир Путин должен назначить и.о. руководителя республики, который будет управлять Чечней до вступления в должность нового главы региона.
27 февраля, в годовщину убийства Бориса Немцова, Рамзан Кадыров выступил со следующим заявление, которые многие сочли вполне сенсационным: «Сейчас, чтобы меня не использовали, мое имя, против моего народа, я считаю, что надо руководству государства найти другого человека. Мое время уже прошло. Есть у человека предел. И сейчас для Кадырова пик, я считаю». И далее Рамзан Ахматович обратился к чеченскому народу с просьбой не устраивать массовых акций в его поддержку.
Заметим, что это далеко не первый подобный демарш. Кадыров говорил, что не держится за должность еще год назад. Впрочем, чеченский народ не внял пламенному призыву своего лидера. С требованием остаться на своем посту к нему уже обратился чеченский Гражданский форум, а спикер местного парламента Магомед Даудов и вовсе выступил, как сам обозначил, с «ультиматумом»: «Мы тебя не отпустим! Мы, многострадальный народ, не считаем, что настало время для твоего ухода. Считай это ультиматумом!»
Любому, кто хотя бы примерно представляет себе устройство жизни в современной Чечне, понятно, что подобного рода заявления не могли появиться без прямой санкции Рамзана Кадырова. «Кадыров в силе, пока он начальник, вся его власть держится на штыках российской армии, — рассказал в беседе с обозревателем «ЕЖа» один из чеченских оппозиционеров. — У него в селах по 15 – 20 человек сторонников. Не больше. Боюсь предположить, что с ними произойдет после его ухода. А самому Кадырову, если он останется в республике, придется окопаться в Центорое (родовое село Кадыровых). На всей остальной территории Чечни никто ему безопасность гарантировать не сможет».
Другими словами, совершенно очевидно, что Рамзан Кадыров, широко анонсируя свою готовность в любой момент оставить высокий пост, разумеется, блефует. Следовательно, вопрос лишь в том, этот блеф, эта игра ведется совместно с Кремлем? Кремль стоит за спиной у Кадырова и видит все карты или сидит за столом напротив и гадает, какие еще козыри тот может вытащить из рукава?
Известно, что Рамзана Кадырова уже какое-то время консультирует Владислав Сурков, который оказался в Чечне, конечно, не по собственной инициативе. По некоторым, не лишенным остроумия ходам чеченского лидера (я, например, имею в виду превентивное обнародование Кадыровым доклада Ильи Яшина за сутки до его официальной презентации) видно, что к ним приложил руку умелец совсем не местного масштаба и разлива.
Данный факт вроде бы свидетельствует о том, что Кремль держит руку на пульсе. С другой стороны, знающие люди говорят, что Владимир Путин не принимал Рамзана Кадырова уже довольно продолжительное время. То есть Кадыров все же в немилости.
Перед Путиным сейчас, конечно, стоит непростая альтернатива. С одной стороны, на него давят московские силовики, с фактами в руках разъясняющие главе государства как опасно возрастающее влияния главы Чечни и его претензии на федеральную повестку. (Тут, конечно, главный аргумент – убийство Бориса Немцова на мосту перед Кремлем. Дескать, можно ли представить себе более вопиющий пример прямого шантажа?!)
В то же время Рамзан Кадыров – гарант так называемой «стабильности» не только в Чечне, но и во всем Северокавказском регионе. Думаю, стол главы государства уже завален справками и отчетами о том, что произойдет на Кавказе, если Кадырова отправить в отставку. Есть, кстати, еще один немаловажный вопрос в случае рассмотрения варианта с отставкой – куда девать самого Рамзана Кадырова? По этому поводу тоже ходят разные слухи. Я, например, на днях слышал, что Рамзану Ахматовичу прочат должность командующего Внутренними войсками.
Многие эксперты полагают, что показательным будет решение о назначении исполняющего обязанности главы Чечни. Мол, если Путин оставит Кадырова, это будет означать победу самого влиятельного главы российского региона. Я бы не торопился с подобными выводами. Я почти не сомневаюсь в том, что до осени Чечней будет править Рамзан Кадыров. Что, по моему мнению, совершенно не гарантирует ему новый срок. Владимир Путин еще какое-то время может тянуть с судьбоносным решением. А тянуть, как мы знаем, его любимое занятие.
Источник: ej.ru
29.02.16.