Литовцы ставят на ноги раненых украинцев. Рассказ об уникальном реабилитационном центре Минобороны Литвы в курортном Друскининкае, где уже третий год оздоравливаются десятки украинских воинов. Репортаж из страны, где есть настоящий президент-патриот.
Пожалуй, трудно найти на карте Европы большего друга Украины, чем Литва. Маленького, не слишком богатого, не слишком сильного, но удивительно верного. Эта небольшая страна умудряется не только поддерживать нас словами, ритуальными жестами и выражать сочувствие. Иногда кажется, что ее больше беспокоит сохранении украинского государства и выход его из состояния перманентного безумия, чем самих украинцев. И дело не только в исторических сентиментах, которые так же важны, дело даже не в страхах за собственное будущее, что следующей может быть она. Речь идет о чем-то более глубоком, таком, что не объясняется словами.
В Друскининкай, известный литовский курорт, мы приехали рано утром, преодолев 130 километров от Вильнюса. Город уже не спал, но в это время его улочки были все еще не слишком людны, потому что не сезон. Наша цель не осмотреть курорт, который удивительно динамично строится и развивается, так что приезжавшие сюда на лечение во времена совка вряд ли его узнают. Мы приехали, чтобы посетить единственный в Литве реабилитационный центр для военных, куда ежемесячно из Украины прилетают несколько раненых воинов, надеясь на чудо оздоровления. Очень часто их надежды таки сбываются. Как шутит волонтер Рамунас Шерпетаускас, которая занимается украинцами — костыли не проблема. «У нас есть такая традиция. Когда я встречаю ребят в аэропорту и вижу кого-то с костылями, то говорю, что у него есть месяц, чтобы их оставить здесь. Обычно так и получается. Домой уже возвращаются без них.»
На этот раз в реабилитационном центре Друскиникая их только трое, хотя обычно приезжают по четыре. Они лишь день как прилетели, но, похоже, уже успели освоиться. По крайней мере, впечатление у всех довольно приятные, а процедуры для них уже тщательно расписаны.
В тему: Добровольцы и их статус: всех героев нужно узаконить
Самый молодой — Николай из Конотопа. Ему 21 год и он впервые за рубежом. В армию попал по призыву еще в 2013-м. В ноябре того же года принял присягу в 72-й бригаде, а потом, когда начался Майдан, а дальше Крым, и все офицеры и контрактники разъехались, парень попал на полигон в Житомир, где после двух месяцев подготовки перевелся в 30-ю бригаду, с которой уже и поехал на Донбасс. На войне пробыл всего два месяца. 1 октября 2014 года под Писками получил слепое осколочное ранение в область таза.
Почти год лечился, но до сих пор еще не все в порядке. Реабилитация ему крайне необходима. Говорит, что главные процедуры для него — это работа с психологом и отдых, а на полноценное восстановление нужно время. Впрочем, врачи считают иначе, и только этими двумя процедурами для парня реабилитация в Литве не ограничится.
Помочь восстановиться ему пытаться разносторонне. Центр для этого имеет большой опыт и возможности. И хотя он небольшой — по украинским меркам, чуть больше чем на 30 мест, но “нафарширован”, как говорится, под завязку. Он создавался для литовских воинов, возвращающихся из миротворческих миссий по всему миру и требующих особого внимания. Государство не скупится для своих. Здесь каждый гражданин на вес золота. Особенно тот, кто стал на нелегкий путь его защитника.
На входе в центр нас встречают заведующий комплекса Даля Юодиниене и волонтер Рамунас Шерпетаускас, о котором выше уже шла речь. Госпожа Даля рассказывает, что помогать в центре украинским военным начали еще в в 2014 году. Тогда здесь приняли первых 13 ребят, лечившихся после ранений в госпиталях Литвы. В полном объеме реабилитация тогда еще не проводилась.
Дело в том, что для ее надлежащего и качественного проведения пациенты должны иметь затянувшиеся раны и не быть лежачими. Открытые раны мешают полноценно применять необходимые процедуры. Лечение первой группы воинов продолжалось 23 дня и включало, в основном, уход за ранами, первоначальную реабилитацию, физиотерапию, повышение общей активности и улучшение общего состояния солдат.
Уже в следующем, 2015 году были пересмотрены условия отбора кандидатов — для увеличения эффективности помощи, а также продлено до месяца время продолжительности реабилитации. Всего в прошлом году здесь побывали до 50 военных, в основном пациентов Днепропетровской клиники им. Мечникова и тамошнего военного госпиталя. Госпожа Даля лично летала тогда в Днепропетровск и согласовывала параметры отбора воинов, чтобы попали именно те, кто действительно нуждается в помощи.
И речь идет не о том, что могут попасть случайные люди. Просто бывают случаи, когда в клинике не всегда могут помочь, например, после ампутации челюсти, когда требуется одонтологическая реконструкция, которую здесь делают, или ребятам с аппаратами Елизарова, которым нельзя делать массажи и другие процедуры. Отобрав две группы пациентов, руководитель клиники забрала одну группу с собой, а другая прилетела через месяц.
Дальше уже все пошло по отработанной схеме: по почте направляются из Украины медицинские выписки, в Литве их изучают и сообщают, есть ли возможность помочь. Все технические вопросы берет на себя литовское консульство в Днепропетровске. К раненым из Днепропетровска со временем добавились пациенты из Полтавы (литовские волонтеры украинского происхождения даже имеют там свое бюро), а теперь еще и из Харькова.
В тему: Почетный консул Литвы в Луганске был похищен и жестоко убит террористами
Что такое реабилитация по-литовски? Реабилитационный стандарт в Литве существует уже на протяжении 25 лет. Его наработалили на основе собственных методик и опытов, взяв за основу соответствующие стандарты США. В основе лежит командный принцип работы.
Группа специалистов изучает проблему, обсуждает и принимает решения. Реабилитация для украинцев здесь абсолютно бесплатна и состоит из целого ряда комплексных процедур: физиотерапия, гидротерапия, рефлексотерапия, кинетотерапия (лечение движением), криотерапия (лечение холодом), массажи и психологическая помощь.
Каждая процедура подбирается индивидуально. Если бывают какие-то неожиданные осложнения — обращаются к услугам соответствующих специалистов местной клиники. Попасть в Друскининкай могут все те раненные украинские военные, кому здесь могут реально помочь. То есть получившие осколочные ранения, переломы костей, травмы головного мозга, страдающие посттравматическим синдромом, имеющие какие-то негативные остаточные явления после многочисленных травм. Работники центра не скрывают, что помогая украинцам, имеют с этого и определенную пользу для себя. Ведь речь идет об опыте лечения политравм, психологического состояния экстремальных ситуаций и психологической помощи пострадавших.
В тему: Прогнивший тыл
Еще один украинский воин, приехавший на реабилитацию в Литву — Вадим из Кривого Рога. Ему 26 лет. Был ранен под Спартаком при первом штурме вражеского блокпоста: снаряд попал в его боевую машину десанта. У парня осколочное ранение левой руки, перебита кость с потерей плечевого нерва и немного задело челюсть. Говорит, что ничего страшного, потому что бывает хуже. Вадим пережил уже четыре операции, кость зажила, раны затянулись, видны только многочисленные шрамы. Сейчас работает над улучшением функций руки и надеется, что реабилитация пойдет ему на пользу. Рассказывает, что дома ждут родители, жена и дети.
У большинства украинских солдат, приехавших в Литву, это первая зарубежная поездка, и все они очень поражены принимающей страной. Поражаться, действительно, есть чему. Относятся как к родным, стараются максимально помочь, создавая все условия для лечения и быта, готовят, как признаются ребята, замечательно.
Кроме медицинской стороны реабилитации важна и социализация воинов, говорят литовцы. Поэтому спокойно лежать в палатах им здесь не дают. Месяц насыщен поездками, экскурсиями и встречами. Возят по музеям, в аквапарк, показывают все возможные интересные и туристические изюминки Литвы, устраивают встречи с литовскими военными и военными НАТО, приезжающими в Литву на тренировку.
Волонтер Рамунас Шерпетаускас, командир роты литовских стрелков, в прошлом профессиональный военный, сегодня работает с молодежью, готовя ее для службы в вооруженных силах Литвы, рассказывает, что ребята из Украины часто сами просят организовать им встречи с коллегами по оружию, особенно — о выездах на полигоны, чтобы посмотреть технику.
Из самых ярких вспоминает посещение американского эсминца в Клайпеде и натовские учения. Впечатления остались незабываемые. Рассказывает, как наши воины, осмотрев шедевры натовского военпрома, подошли к американцам и полушутя-полусерьезно сказали: «ребята, одолжите нам в месяц эту технику и оружие, и мы за месяц закончим войну.» И в этих словах, убежден волонтер, есть только доля шутки.
Яркие впечатления украинцы получили и от экскурсии в Каунас. Там есть уникальный офицерский дом, который считался лучшим во всем СССР. Его построили офицеры еще литовской армии в 1934 году за свои деньги и при советской оккупации его так и не решились разрушить. Обязательны для раненых посещение украинского посольства и встреча с послом. «Они также много помогают находящимся в Литве, — говорит Рамунас — все, что могут делать по своей линии, делают.»
Рамунас занимается всеми украинскими воинами, проходящими реабилитацию в Друскининкае. Хвастается, что собрал уже тысячи фотографий их странствий и имеет в Украине теперь кучу друзей, с которыми продолжает общаться. Говорит, что в 2014 году, когда появились первые ребята, он пришел и предложил свою помощь в качестве волонтера.
Тогда многие приезжали налегке и нужно было обеспечить им элементарные потребности, начиная с одежды и средств гигиены. Параллельно начал думать, что бы этакое показать им в Литве, чтобы было интересно. Обратился в Минобороны, чтобы организовать встречи с литовскими военными, и там помогли. Затем предоставили транспорт, подключилась еще медицинская служба, и с тех пор путешествия по Литве стали одним из ключевых пунктов программы.
«Встретили нас очень тепло, — говорит пораженный приемом еще один украинский воин Виктор, родом из Харькова, -. Даже не ожидал, что такое будет. Заботятся, хорошо лечат. Это не просто дружба, это, согласитесь, больше чем дружба. Народ не очень круто стоит и не имеет больших доходов, но все-таки выделяет огромные средства на помощь нам, украинцам. Не то что псевдобратская Россия, позасылала в наше государство кучу фээсбэшников и гэрэушникив и тупо его валила.”
Виктору 47 лет. Он пошел добровольцем в батальон “Айдар», когда все только начиналось. Говорит, взял в карман семь тысяч гривен сбережений и поехал защищать государство. Воевать не было чем, но были герои, которых это не останавливало. Когда в июне стояли в Половинкино и удерживали семь блокпостов, то передавали оружие от постового к постовому. Пост сдал — пост принял, автомат забрал.
В тему: Украинский воин подарил президенту Литвы Дале Грибаускайте ее портрет
Виктора ранили в Опытном под ДАПом. Ехали на боевое задание и подорвались на мине, которая, скорее всего, была усилена пластидом. Вырвало башню, и все, кто был в ней, погибли. Кому-то из экипажа повезло больше, получил легкие ранения, а вот Виктору тяжело повредило спину и голову. Лечился в разных больницах и госпиталях в Украине. Очень надеется на успешную реабилитацию в Литве, но говорит, что полностью восстановиться вряд ли сможет, имея в спине конструкцию из металлических пластин, которые держат позвоночник. Они уже никогда не позволят нормально сгибаться.
В 2016 году литовцы снова планируют реабилитировать 50 украинских солдат. Конечно, это лишь небольшая часть помощи Украине от Литовского государства, но одновременно это и очень значительная помощь. А главное, очень искренняя. Ведь в Литве все хорошо понимают, более того, знают, что происходит в Украине, и очень за нас переживают. Знают, что часть их помощи разворовывается, что доверять украинским чиновникам и политиками нельзя, что надеяться на быстрые изменения в Украине не стоит.
Они не могут за нас переделать всю нашу работу, и тем более — создать для нас сильное государство, но уверены, что не должны оставлять нас на произвол судьбы, и помогают, как только могут. По чуть-чуть, по крошке. И не стоит удивляться, что пока украинский президент, как заведенная шарманка, блеет о качестве победы на международной арене, именно литовская Даля, часто не выбирая выражений, выбивает эти победы для беззубой украинской дипломатии.
Пока треть украинцев равнодушно взирает, что же там происходит на фронте, многие устали и разочаровались, а украинских чиновников нередко вообще это не волнует, литовские волонтеры продолжают возить через границы бесценную помощь, едва ли не вся Литва упорно собирает средства, а медики продолжают ставить на ноги раненых украинских солдат.
Почему? Хотя бы потому, что возвращаясь домой, украинские военные честно признаются: «Я никогда не понимал, почему такая маленькая Литва так борется за Украину. Но теперь я знаю, кто для нас действительно — братский народ. Нас многое объединяет. Мы были в едином государстве — Великом княжестве Литовском, над нами был один оккупант, у нас также была партизанская борьба и нас также, как и вас, хотели уничтожить. Но теперь я точно знаю: если на вас пойдет враг, то украинцы не будут дожидаться приказа, а придут вас защищать”.
—
Роман Малко, опубликовано в издании Тиждень.UA
Перевод: Аргумент
17.03.16.