Второго ноября в центре Вены вооруженный человек напал на прохожих – жертвами теракта стали четверо. Преступника застрелила полиция, им оказался 20-летний Куйтим Фейзулай, обладатель паспортов Австрии и Северной Македонии.
По этому делу задержали 15 подозреваемых в связях с террористом, трое из них – этнические чеченцы. Хотя нападавший не имел отношения к Чечне, теракт всколыхнул слухи о возможной причастности к нему выходцев из республики. Местная газета Kronen Zeitung опубликовала фейковую новость о том, что стрелявший якобы был уроженцем Чечни.
После публикации в Kronen Zeitung живущая в Австрии писатель и журналист Майнат Курбанова обратилась к чеченской диаспоре с призывом поучаствовать во флешмобе. Для этого предлагалось отправить письмо в редакцию газеты с требованием разъяснить, почему в момент теракта в Вене на ее сайтах появилась фотография чеченца и он был представлен читателям как террорист.
Liebe Freunde, ich versuche seit Tagen die Kronen Zeitung zu einer Richtigstellung, zu einer Entschuldigung oder wenigstens zu einer Stellungnahme zu bewegen. Hunderte Menschen haben auf Instagram diese Zeitung mit ihren vermutlich bewusst verbreiteten Falschinformation konfrontiert und um eine Entschuldigung und Richtigstellung gebeten. Aber das Blatt ignoriert diese Anforderungen.
Wir werden nicht nachgeben. Wir sind viele und wir wollen nur etwas, was jedes Medium, das se…
Imran Ahhajev, Поддерживаю подачу иска в суд.
Дала сий дойла,1атто бойл,Майнат !
Это не первый случай, когда в прессе представляют уроженцев Чечни как организованное сообщество, замкнутое в себе и не способное к интеграции. С этой точкой зрения категорически не согласны чеченцы, проживающие в странах Запада.
Интеграция или ассимиляция?
Выходцы из Чечни очень легко вливаются в новое общество и этим поражают австрийцев, говорит Малика Батаева, долгое время работавшая в австрийском ведомстве по трудоустройству: «Они быстро учат язык, находят работу и считаются доброжелательными».
Замкнутость некоторых земляков, по ее мнению, связана не с желанием отгородиться от австрийцев, а с недоверием, которое у них выработалось за время жизни в России: «Ни власть, ни тем более полиция в их глазах не может выполнять функции защиты интересов и прав. И задача диаспоры – убедить их в том, что в Европе все иначе, нужно оставить недоверие в прошлом».
Чеченцы в Австрии заняты в бизнесе, IT-сфере, торговле, сервисе и многих других областях. Среди учащихся в вузах есть те, кто связывает свое будущее с политикой в этой стране. Собеседница перечисляет тех, кто мог бы послужить примером удачной интеграции: уроженец Чечни Руслан Джамалдинов, который работает врачом в Австрии, политолог Руслан Чапханов, глава спортивного клуба Адам Бисаев и многие другие.
«И такие примеры можно называть часами», – добавляет Малика.
Но интеграция не должна равняться ассимиляции, считает житель Вены Хасан Дикаев. Он несколько лет проработал в охране банка.
«Узнав, что я чеченец, сами австрийцы начинают с интересом общаться и пытаются узнать больше о нашем положении в стране. Поэтому проблем с взаимопониманием я не вижу», – говорит Дикаев.
По его мнению, главная трудность в другом: власти запрещают родителям учить своих детей так, как они делали бы это в Чечне: «Взамен детям не дают того, что защитило бы от влияния тех, кто в соцсетях одурманивает их экстремистскими лозунгами об исламе и джихаде».
В свою очередь житель Австрии Муслим Чинтаев заявляет, что полностью поддерживает интеграцию своих детей, так как это поможет им найти работу и обрести в этой стране покой и стабильность. Но он против того, чтобы из них выбивали «чеченскость». Поэтому каждое воскресенье Муслим отправляет детей в чеченскую школу, чтобы там они могли изучать родной язык, а также историю и этнографию: «Я хочу, чтобы они остались чеченцами, но с австрийскими паспортами».
Собеседники Кавказ.Реалии из числа живущих в Австрии чеченцев отмечают, что молодежи проще интегрироваться в общество и ассоциировать себя с Австрией, чем тем, кто приехал в страну более двадцати лет назад, спасаясь от войны на родине. Эмигранты с большим стажем зачастую живут надеждой на возвращение в Чечню.
На первом фото:
Chechenews.com
12.11.2020.