6 августа 2016 года на главу самопровозглашенной ЛНР Игоря Плотницкого было совершено покушение — бомба сдетонировала рядом с его автомобилем. Плотницкий госпитализирован с ранением, по некоторым данным, — тяжелым. Почти сразу сообщили, что в покушении подозревают СБУ. Сама СБУ, подтвердив факт покушения по своим каналам, заявила, что это — результат внутренней борьбы за власть в непризнанной республике.
«Новая газета» решила вспомнить, как Плотницкий укреплял власть в ЛНР, сам получив ее силой. К концу прошлого года мы располагали сведениями о том, что он мог быть прямо причастен к серии ликвидаций нелояльных ему военных командиров. Тогда же мы предположили, что и Плотницкий, и его визави в самопровозглашенной ДНР Александр Захарченко, завершив зачистки, вскоре и сами под нее попадут.
12 декабря 2015 года в «Луганской народной республике» произошло очередное политическое убийство. Был ликвидирован Павел Дремов, казацкий атаман, последний из полевых командиров, нелояльных «главе республики» Игорю Плотницкому.
Расправа получилась жестокой даже по местным меркам. Дремов только что вернулся из Петербурга — с собственной свадьбы. Второй день отмечали в Стаханове, в ресторане «Ника». Один из заместителей Дремова, Борщев («Борщ») подарил паре «Рейндж-Ровер». На нем-то Дремов и выехал в Первомайск, как говорят очевидцы, по странному и срочному звонку. В машине сработало взрывное устройство. Дремов погиб.
«Правительство ЛНР» объявило награду за поимку убийц, однако мало кто из соратников Дремова сомневается, что его ликвидация была выгодна в первую очередь Плотницкому. В то, что это дело рук мифических «украинских партизан», не верит никто. Весь маршрут, по которому двигался джип, контролируется дремовскими казаками. Это боеспособное подразделение, которое было верно в первую очередь своему командиру, и никакие диверсионно-разведывательные группы противника (ДРГ) действовать там не могли. Свадебный подарок с «пикантной» начинкой — другое дело.
Дремов неоднократно угрожал Плотницкому некой «флешкой с компроматом». Кроме того, он отрыто заявлял о контрабанде угля и о том, что почти вся гуманитарка из «белых конвоев» уходит в супермаркеты Плотницкого «Народный», что за всю историю не было таких «выборов», как те, на которых победил нынешний «глава республики». Избирателям говорили, что те, кто не придет на выборы, не получит социальную карту, по которой будет выплачиваться пенсия, выдача продуктов со скидкой и бесплатное медицинское обслуживание. Обещали даже, что чудо-карта обеспечит в перспективе гражданство РФ. Но это была банальная разводка. Ни одна карта ни дня не работала.
Исторически Павел Дремов, как и ранее ликвидированный Алексей Мозговой, подчинялись Стрелкову. В июне 2014 года Мозговой со своим отрядом «Призрак» занял Лисичанск, а Дремов — Северодонецк. Позже, когда Стрелков убежал в Россию, Мозговой и Дремов договорились совместно оборонять Первомайск, а заняли, соответственно, Алчевск и Стаханов.
Вскоре между полевыми командирами возник конфликт. Пошли взаимные обвинения в том, что каждый из них преследует только бизнес-интересы. Мозговой отвечал за работу Алчевского меткомбината и получал за это некий откат. (Притом что комбинат платил налоги в украинскую казну, включая взносы на «нужды АТО»). Может, поэтому комбинат работал всю войну.
А Дремов отвечал за безупречную работу активов Рината Ахметова. У донецкого олигарха был исторически сложившийся конфликт с бывшим губернатором Луганской области Александром Ефремовым, человеком которого считают Плотницкого. Кстати, после того, как тот возглавил республику, на территории «ЛНР» закрылась принадлежащая Ахметову сеть супермаркетов «Брусничка» (в «ДНР» она благополучно работает).
Мозговой был убит недалеко от казацкого блокпоста. Возможно, это было сделано для того, чтобы все подумали на Дремова. Но в «ЛНР» четко были уверены: это тоже дело рук Плотницкого. В день убийства Мозгового в МГБ («министерство госбезопасности», прямо подчинено главе) был праздник — отмечали то ли свадьбу, то ли рождение ребенка. Все пили, кроме одного начальника, который все время куда-то звонил и потом первым сообщил, что Мозговой получил ранение, несовместимое с жизнью. Я сама узнала об этом от позвонившего знакомого мне из МГБ.
На сегодняшний день (материал опубликован 15 декабре 2015 года) убиты практически все, кто был в оппозиции Плотницкому: Беднов («Бэтмен»), Ищенко («Малыш»), Мозговой и Дремов, сбежали в Россию Козицын, Гайдей («Рим»), «Фома» после долгой отсидки «на подвале выехал» в Москву, Бугров («Бугор») — в Петербурге под домашним арестом. В Луганске остался один «Леший», но он, по общему мнению, больше не представляет собой никакой опасности.
Опасаться Плотницкому скорее стоит кого-то из своих. На следующий день после убийства Дремова на одном из российских интернет-ресурсов был выложен документ, изготовленный, очевидно, в МГБ (и оттуда же «слитый»). Это табличка с перечнем луганских политиков как гражданского, так и силового толка, с указанием их «прегрешений» перед режимом и отдельной графой «способы воздействия». Напротив Дремова в этой графе стояла формулировка: «только силовые».
Источники «Новой» предполагают, что и Плотницкий, и его визави из «ДНР» Захарченко, как только завершат зачистку, сами под нее попадут. А на смену им придут выехавшие в Россию политики и бизнесмены из близкого окружения Януковича. Неспроста же «живой и легитимный президент» на днях публично заявил о намерении вернуться в политику.
Такой сценарий кажется фантастическим, но происходящее в «отдельных районах» Донбасса давно не укладывается в рамки нормальной логики, а Янукович и его присные, в отличие от Плотницкого и Захарченко, по крайней мере, не участвовали в военных действиях против украинской армии.
Источник: www.novayagazeta.ru
07.06.16.