В апреле мировые лидеры в полную силу продемонстрировали, что из себя представляет дипломатия крупных держав. В эти дни последовал целый ряд важных мировых турне, международных встреч и двусторонних телефонных звонков.
Президент Китая Си Цзиньпин, вне всякого сомнения, уделил самое серьезное внимание анализу встречи на высшем уровне, состоявшейся 16 апреля между президентом США Джо Байденом и премьер-министром Японии Ёсихидэ Суга.
Но больше, чем американо-японский саммит, бдительного Си, вероятно удивил менее разрекламированный телефонный разговор между Байденом и президентом России Владимиром Путиным, который состоялся за 3 дня до американского вояжа Суги. Во время этого их второго телефонного разговора с конца января Байден предложил Путину лично встретиться в ближайшие месяцы в третьей стране.
Си Цзиньпин не получал такого приглашения на личную встречу с американским президентом. Си и Байден, которые знают друг друга более десяти лет, 10 февраля нынешнего года в преддверии китайского Нового года провели продолжительный телефонный разговор. Но из-за столкновений высокопоставленных дипломатов из обеих стран на Аляске в прошлом месяце ни одна из сторон не проявила энтузиазма в отношении организации встречи на высшем уровне.
Предложение Байдена Путину особенно шокирует Китай тем, что оно устанавливает временные рамки для встречи: в ближайшие месяцы.
По слухам, два лидера встретятся в июне, что будет особенно неудобно для Си Цзиньпина. 1 июля Коммунистическая партия Китая отмечает 100-летие своего основания, что является очень важным событием лично для Си, который одновременно с обязанностями Председателя КНР выполняет и обязанности Генерального секретаря партии.
Зачем Байдену встречаться с Путиным? Китайские политики анализируют этот шаг. Не пытается ли американский президент сгладить проблемы США во всем мире — такие как недавно объявленный вывод США из Афганистана — чтобы смочь потратить больше своего времени и энергии на борьбу с Китаем? Подозрения в Пекине нарастают.
С точки зрения Китая, у него хорошие отношения с Россией. Обе страны укрепляют двустороннее партнерство на различных фронтах, чтобы противостоять США.
Но Китай и Россия не союзники. И нет никаких гарантий, что Москва всегда будет на стороне Пекина.
Си, вероятно, имел в виду эти обстоятельства, когда в последний момент принял решение принять участие в саммите Байдена по климату, который начинается в четверг. Из Пекина Си «произнесет важную речь», заявила официальный представитель МИД Китая Хуа Чуньин.
Китайский лидер не спешил с участием в саммите, опасаясь, сыграть на руку Байдену и столкнуться с жесткими требованиями по климату, помимо критики со стороны США в отношении давления Пекина на Тайвань и вопросов прав человека в Синьцзяне и Гонконге.
14 апреля Байден направил в Шанхай специального посланника президента по вопросам климата Джона Керри. Керри, который занимал пост государственного секретаря во время президентства Барака Обамы, провел видеобеседу с первым вице-премьером Китая Хань Чжэном — одним из семи членов высшего руководящего органа КНР — постоянного комитета Политбюро.
Одновременно Байден предпринял еще один важный дипломатический шаг «через» Тайваньский пролив. На следующий день после прибытия Керри на материк неофициальная американская делегация прилетела в Тайбэе для переговоров с президентом Тайваня Цай Инвэнь. В состав делегации входили бывший сенатор Крис Додд, близкий к Байдену, и бывшие заместители госсекретаря Ричард Армитидж и Джеймс Стейнберг.
Для Байдена это был тонкий трюк в области политического балансирования. Сигнализируя о своей готовности сотрудничать с Китаем в вопросах изменения климата, президент одновременно продемонстрировал и свою поддержку Тайваню в области безопасности.
Это также был расчетливый шаг к его переговорам с японским премьером Сугой 16 апреля, в ходе которых центром внимания стали как раз вопросы мира и стабильности в Тайваньском проливе.
Си Цзиньпин, со своей стороны, тоже развернул дипломатическое контрнаступление. 16 апреля он провел не объявленный заранее видеосаммит по вопросам изменения климата с президентом Франции Эммануэлем Макроном и канцлером Германии Ангелой Меркель. Таким образом, и по вопросам изменения климата Си не собирался сидеть сложа руки и позволять Байдену брать на себя инициативу.
Отношения Пекина с Европейским союзом в последние месяцы стали весьма неустойчивыми, после того как последний ввел санкции против Китая по вопросам прав человека в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.
Но изменение климата — это та тема, которую лидеры Китая, Франции и Германии могут обсуждать вполне спокойно. Они обменялись также мнениями об инвестиционном соглашении между Китаем и ЕС, который обе стороны подписали еще до инаугурации Байдена, но которое с тех пор несколько замедлило свое развитие.
Между тем, в американо-российских отношениях китайских политиков озадачивает еще одно неожиданное событие.
15 апреля — всего через два дня после телефонного разговора между Байденом и Путиным — США сыграли с Москвой в «жесткую игру», введя новые санкции в отношении российских компаний и частных лиц и выслав 10 российских дипломатов. В санкциях упоминается «злонамеренная внешнеполитическая деятельность» российского правительства, включая продолжающуюся оккупацию и репрессии в Крыму, украинском полуострове, захваченном Россией в 2014 году.
Хотя Пекин находится за много тысяч километров от Крыма, он сильно заинтересован в его будущем, потому что этот вопрос политически перекликается с Тайванем. В случае прямого конфликт Китай может попытаться захватить Тайвань силой, как это сделала Россия в Крыму.
Таким образом, одним из важных ключей к пониманию недавнего всплеска сложной дипломатической деятельности ведущих мировых держав является глобальное «перетягивание канатов» между Си Цзиньпином, Байденом и Путиным из-за Тайваня и Украины.
Хотя США и Россия вряд ли в ближайшее время пойдут на сближение, Китай находится в напряжении.
«Байден объявил Китай главным конкурентом США, — заметил один китайский аналитик. — Нет никакой логики в том, чтобы отношения США и России стали хуже, чем отношения США и Китая».
Словно в доказательство этого, Путин объявил, что примет участие в саммите Байдена по климату, отмахнувшись от новых санкций США в отношении Москвы. Если Путин надеется на личную встречу с Байденом в ближайшие месяцы, для российского лидера имеет смысл посетить климатический он-лайн саммит в качестве прелюдии к двусторонней встрече.
Тщательный анализ Китаем внешнеполитических шагов крупных держав проявился в его неоднозначном ответе на совместное заявление Байдена и Суги, в котором США и Япония впервые с 1969 года упомянули напряженную ситуацию вокруг Тайваня.
Поскольку даже простое упоминание Тайваня, который Пекин рассматривает как свой «базовый интерес», с точки зрения Китая неприемлемо, там с напряжением ожидали совместное японско-американское заявление по итогам американо-японских переговоров.
Первая официальная реакция Китая пришла через посольство страны в Вашингтоне.
Затем последовало посольство Китая в Токио и, наконец, заявление МИД КНР в Пекине.
Китай раскритиковал японо-американское заявление за выражение озабоченности по поводу Тайваня, Гонконга, Синьцзяна и других проблем и предупредил, что Пекин «примет все необходимые меры для решительной защиты своего суверенитета, безопасности и интересов развития».
Но после прилива «войны нервов» в воскресенье 18 апреля было опубликовано довольно спокойное совместное заявление США и Китая об изменении климата. Это произошло уже после завершения японо-американского саммита и связанных с ним событий в Вашингтоне, а также после того, как Керри покинул Шанхай.
Оглядываясь назад на события этого месяца — телефонный звонок Байдена Путину, визит Керри в Китай, поездка неофициальной американской делегации на Тайвань, визит Суги в Вашингтон и саммит по климату под руководством США — можно предположить, что все они являются элементами более наступательной стратегии Белого дома в отношении Китая.
Китай тоже хочет принять эффективные меры противодействия. В этом плане доступной мишенью для Китая становится Япония.
Пекин может начать с активизации вторжений своих судов страны в акваторию вокруг находящихся под управлением Японии островов Сэнкаку, которые Китай считает своими и называет островами Дяоюйдао.
Китай также может занять более жесткую позицию в отношении недавно объявленного Японией решения о сливе очищенной воды с поврежденной АЭС «Фукусима-1» в море.
Однако резкая атака на Японию может быть не самой лучшей тактикой. Китайской экономике будет нанесен серьезный удар в среднесрочной и долгосрочной перспективе, если произойдет разрыв взаимозависимых цепочек поставок полупроводников и других промышленных товаров.
В феврале 2022 года Пекин принимает зимние Олимпийские игры. Как будет действовать Китай, стараясь не подливать масла в огонь призывов западных стран к бойкоту этого спортивного праздника, устраиваемого раз в четыре года?
20 апреля Си Цзиньпин в режиме видеоконференции присутствовал на церемонии открытия ежегодного Боаоского Азиатского форума (называемого также Восточным Давосом) в южно-китайской провинции Хайнань. В своем выступлении он подчеркнул несогласие с разделением цепочек поставок в секторе высоких технологий и назвал такой разрыв «новой холодной войной».
«В наш век экономической глобализации открытость и интеграция — это неостановимые исторические тенденции», — сказал Си. — Попытки «возвести стены» противоречат законам экономики и рыночным принципам Они могут нанести ущерб интересам других, не принося выгоды их инициаторам».
Когда США и Китай назначат первую личную встречу между Си Цзиньпином и Байденом? Китайским политикам, возможно, придется подождать и дождаться саммита Байден-Путин, чтобы спланировать свой следующий шаг.
________________________________________________________________________________
Кацудзи Накадзава — обозреватель и редактор штаб-квартиры Nikkei Asiam в Токио. Он провел семь лет в Китае в качестве корреспондента, а затем руководителя китайского бюро. Накадзава является лауреатом Международной премии имени Вона-Уэда, полученной в 2014 году за международную журналистику.
Chechenews.com
23.04.21