Прибалтийская страна Литва, обладающая 2,8-миллионным населением и играющая огромную роль в защите прав человека и демократии, оказалась под прицелом России и Китая. Ни российский президент Владимир Путин, ни китайский руководитель Си Цзиньпин не скрывают своих намерений преследовать Литву. Но их последние действия приобретают более масштабное значение, потому что они подвергают проверке преданность Америки и Европы своим союзникам.
Путин поднял градус напряженности вокруг Литвы, включив соседнюю Белоруссию в свою сферу безопасности и создав мощную группировку войск в Калининградской области, которая является российским эксклавом на побережье Балтийского моря. А Си проводит кампанию политического и экономического возмездия.
Включение прибалтийских государств в состав Организации Североатлантического договора в 2004 году стало главным достижением политики, проводившейся после окончания холодной войны. Литва помогла Европе ответить на злодеяния диктаторского режима Александра Лукашенко, укрывая у себя лидеров белорусской оппозиции и занимая воинственную позицию. Это вызвало раздражение у Путина, который хочет восстановить сферу влияния России в ее ближнем зарубежье. Согласно экстравагантным заявлениям Путина, Литва издавна является серьезным источником уязвимости для его страны. Российский президент ставит ее во главу списка соседних стран, которые он хотел бы взять под свой контроль.
А в этом году Литва навлекла на себя гнев Китая, решив выйти из формата 17+1 (это изобретенный Пекином механизм для выстраивания отношений с Европой) и позволив правительству Тайваня открыть представительство в Вильнюсе. Пекин ввел запрет на импорт товаров с компонентами литовского производства. Этот шаг нанес ущерб европейским компаниям, имеющим в Литве производственные предприятия и цепочки снабжения. Немецкий производитель автомобильных деталей Continental стала очередной транснациональной корпорацией, от которой китайцы требуют прекратить работу в Литве.
Вопрос в том, насколько тесно Россия и Китай захотят и смогут сотрудничать. В лучшем для Китая и России случае ЕС прекратит поддерживать Литву, а европейские компании будут поставлять товары на китайский рынок из других источников. Между тем, Путин косвенно посягает на территорию, суверенитет и независимость Литвы, заявляя о необходимости обеспечить безопасность Калининградской области. При этом ни США, ни Европа, ни НАТО не оказывают ему существенного сопротивления.
Си понимает, что если ему и Путину удастся отделить Вильнюс от НАТО и ЕС, это немедленно отразится на Азии, откуда Китай хочет изгнать США, чтобы установить собственную региональную гегемонию. Большинство военных стратегов полагает, что Тайвань станет первой мишенью Китая, который пойдет на конфронтацию и тем самым подвергнет проверке решимость США. Но нацеленные на Литву непрямые начальные действия в «серой зоне» конфликта могут иметь свои преимущества.
Если США и Европа не поддержат в полной мере Литву, американские союзники и партнеры в Азии усомнятся в преданности Америки. Вместо того, чтобы тесно сотрудничать с Вашингтоном, они могут вступить в дружественные отношения с Китаем. Китайский стратег Сунь-цзы улыбнется, увидев, как его страна выигрывает сражение за Тайвань в Литве.
А еще его приведет в восхищение способность Си заставлять Путина делать всю грязную работу по проверке верности США своим обязательствам в Азии. У такой суррогатной схемы есть два преимущества. Во-первых, Путин берет на себя большую часть рисков, таких как санкции. Во-вторых, укрепляется стратегическое партнерство между Москвой и Пекином, в котором путинская Россия довольствуется ролью младшего партнера гораздо более сильного и влиятельного Китая.
Когда Россия в 2014 году присоединила Крым, НАТО развернула в прибалтийских государствах и Польше четыре многонациональных боевых группы батальонного состава в рамках инициативы «усиленного передового присутствия». ЕС, со своей стороны, рассматривает вопрос о торговых мерах после того, как Китай устроил бойкот Литве, чтобы защитить членов союза от экономических нападок. Это ценные меры, но их недостаточно, чтобы сдержать таких непреклонных противников Запада как Путин и Си.
Запад слишком часто делает ставку на устаревшие политические инструменты. Когда Китай объявил бойкот Литве, Брюссель указал ей на Всемирную торговую организацию как на лучшее место для получения помощи. Что касается военных мер, то «усиленное военное присутствие» не является постоянным, поскольку состав войск там поочередно меняется, а размер и мощь этой группировки ограничены. ВТО и «усиленного военного присутствия» недостаточно для того, чтобы гарантировать Вильнюсу независимость.
Недавно литовский министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис назвал свою страну «канарейкой в угольной шахте». Союзники и партнеры Америки во всем мире будут анализировать обязательства США, прежде чем выбирать собственный курс. Вильнюс на себе ощущает силу российского и китайского могущества, а авторитет США и Европы оказался под вопросом, поскольку все теперь смотрят на гарантии альянса. Если Запад уступит давлению, это станет катастрофой для Литвы, а также для его собственной репутации в мире.
Chechenews.com
30.12.21.