Планы вновь избранного президента по перезагрузке российско-американских отношений уже столкнулись с решительным сопротивлением со стороны внешнеполитического сообщества Вашингтона, которое настаивает на необходимости противостоять действиям России в США и в мире. Начинающаяся борьба станет для Трампа первой проверкой его способности кардинальным образом изменить внешнюю политику США вопреки воле истеблишмента.
На протяжении всей предвыборной кампании Трамп обещал найти общий язык с правительством Владимира Путина и выражал сомнения по поводу реальности и значимости различных нарушений и вмешательства России, включая хакерские атаки, направленные против главных политических организаций, и вмешательство с процесс выборов в США. Теперь, когда Трамп был избран президентом, конгрессмены и наблюдатели из обеих партий опасаются, что его команда внесет такие изменения в двусторонние отношения, которые не только позволят Москве избежать ответственности за ее недопустимое поведение, но и повредят интересам США и их европейских союзников.
Борьба в Вашингтоне за то, чтобы предотвратить перезагрузку отношений с Россией, началась на прошлой неделе, когда председатель комитета Сената по делам вооруженных сил Джон Маккейн (John McCain) назвал план Трампа по сотрудничеству с правительством России в Сирии «неприемлемым» и публично потребовал от будущей администрации выступить против России из-за ее жестоких преступлений в Сирии. Маккейн и сенатор Линдси Грэм (Lindsey O. Graham) разработали подробный план противостояния новой политике Трампа в отношении России.
«Моя точка зрения не изменилась, несмотря на то, что Трамп победил. [Россия] — опасная страна, и ее необходимо обуздать, — сказал Грэм. — Он является главнокомандующим, но у Конгресса тоже есть право слова и влияние в этом вопросе».
Прежде чем Трамп принесет присягу, Маккейн и Грэм отправятся на Украину, в Грузию и Эстонию во главе делегации конгрессменов, чтобы заверить этих европейских партнеров в том, что Вашингтон все еще решительно намерен противостоять агрессии России. Начиная с января Маккейн и Грэм проведут серию слушаний, на которых будут обсуждаться недопустимые действия России по всему миру, в том числе ее военные преступления в Сирии, кибератаки, пропагандистские кампании и угрозы в адрес стран Балтии.
Кроме того, по словам Грэма, он намеревается воспользоваться своей должностью председателя подкомитета по зарубежным операциям в сенатском комитете по ассигнованиям, чтобы добиться выделения европейским союзникам новой порции финансовой помощи на противостояние Москве.
Хотя Трамп отверг заявления американского разведывательного сообщества о том, что российское правительство несет ответственность за кибератаки и публикацию в СМИ секретных документов, направленные на то, чтобы повлиять на ход выборов в США, большинство членов Конгресса намерены добиться некой реакции или даже наказания для России. На прошлой неделе сенатор Бенджамин Кардин (Benjamin L. Cardin), демократ из комитета Сената по международным отношениям, написал в Washington Post, что Россию необходимо привлечь к ответственности за вмешательство в американскую политику. Он также пообещал вынести на рассмотрение закон, который позволит противостоять действиям России в Сирии и на Украине, и поддержать Европейскую инициативу в области укрепления демократии, чтобы увеличить финансирование стран, вынужденных бороться с вмешательством России в их политику. В Палате представителей также рассматривается новый закон об ужесточении санкций в отношении России.
«Конгресс пытается максимально повлиять на политику в отношении России, прежде чем она будет окончательно сформулирована», — отметила Хитер Конли (Heather Conley), руководитель Европейской программы в Центре стратегических и международных исследований. По ее словам, пока неясно, какую именно форму примет политика Трампа в отношении России, потому что он еще не сделал назначения на ключевые посты в области национальной безопасности. Однако процедура утверждения станет для членов нового Конгресса еще одной возможностью выбрать чиновников администрации после инаугурации президента.
Планы Трампа по перезагрузке отношений с Россией могут поддержать некоторые сторонники невмешательства в Конгрессе, такие, как сенатор Рэнд Пол (Rand Paul) и член Палаты представителей Дана Рорабахер (Dana Rohrabacher). Однако большинство экспертов сходится во мнении, что сближение с Путиным в конечном итоге станет для Трампа крайне непрактичным в политическом смысле, потому что он скоро поймет, что эта сделка крайне невыгодная. Это объясняется тем, что стратегия вмешательства в политику глубоко укоренилась в российской внешней политике, став элементом долгосрочной стратегии по подрыву стабильности и веры в западные либеральные демократии.
«В какой-то момент новая администрация разочаруется в России, даже если им удастся договориться по некоторым вопросам», — отметила Алина Полякова, старший научный сотрудник Атлантического совета. В новом докладе совета подробно описывается, как Россия пользовалась публичными и скрытыми инструментами, чтобы способствовать подъему пророссийских партий в нескольких западноевропейских странах, включая Великобританию, Францию и Германию.
«Москва считает положительные черты Запада — плюрализм и открытость — слабыми местами, которыми необходимо пользоваться, — пишет бывший премьер-министр Польши Радек Сикорский (Radek Sikorski) во введении этого доклада. — Неприкрытые попытки Кремля повлиять на ход президентских выборов в США должны стать стимулом для демократического сопротивления».
Даже президент Обама, который не раз подвергался обоснованной критике за свое чрезмерно оптимистичное отношение к потенциальной возможности сотрудничества с Россией, публично призывает Трампа дважды подумать, прежде чем перестраивать внешнюю политику США в отношении России.
Став президентом, Трамп получит право игнорировать факты и призывы союзников о необходимости противостоять Путину. Однако многие в Вашингтоне надеются, что им удастся — путем давления и убеждения — предотвратить начало новой перезагрузки отношений с Россией.
Источник: The Washington Post, США
21.11.16.