«Глава Чечни» Рамзан Кадыров назначил бывшего «спикера парламента» республики Магомеда Даудова на пост председателя правительства региона.
Последнее время из Чечни приходит много новостей, но главная интрига заключается в том, кого Кремль может назначить «главным по Чечне», если Кадыров действительно серьезно болен, как пишут СМИ. У Рамзана Кадырова много наследников, но и людей в близком окружении, желающих занять его «трон», тоже немало.
По информации журналистов «Новая газета Европа», в администрации президента России начали разрабатывать сценарий на случай «вынужденной смены власти» в республике. Кого поддержит Кремль в случае ухода Рамзана Кадырова и нуждается ли Владимир Путин в семье Кадыровых без Рамзана – попробует разобраться правозащитник Муса Ломаев.
В Чечне проходят новые перестановки во власти: бывший «председатель парламента» Магомед Даудов, отправленный в отставку 15 мая этого года, назначен главой правительства республики. Об этом он сообщил в своём телеграм-канале. По словам Даудова, «депутаты парламента единогласно поддержали его кандидатуру, предложенную главой Чечни Рамзаном Кадыровым».
Предшественник Даудова Муслим Хучиев назначен помощником премьер-министра России Михаила Мишустина. Пост главы парламента теперь занимает Шаид Жамалдаев, который раньше был заместителем Даудова в парламенте.
Даудова называют одним из ближайших соратников «главы Чечни» Рамзана Кадырова. Вскоре после его увольнения с поста главы парламента ряд экспертов предположили, что отставка произошла из-за возможной коррупции (Даудов курировал работу регионального оперативного штаба по проведению «специальной военной операции» и связанные с ней денежные потоки).
После отставки с поста главы парламента Даудов также уволился с поста президента футбольного клуба «Ахмат» (Грозный), который он занимал 13 лет, с 2011 года. Теперь Даудов становится премьер-министром Чечни.
Еще одна перестановка во властных структурах Чеченской республики – бывший «глава правительства Чечни» Муслим Хучиев назначен помощником премьер-министра России Михаила Мишустина. Об этом сообщил в пятницу в своём телеграм-канале глава Чечни Рамзан Кадыров. Кадыров называет новую должность Хучиева «высокой и ответственной», отмечая, что считает назначение «вполне заслуженным и своевременным».
Почти шесть лет – с 2018 по 2024 год – Хучиев был председателем правительства Чечни. В начале мая он объявил об отставке, но свое новое место работы не называл. С 2019 года Муслим Хучиев находится в санкционных списках США за причастность к пыткам и нарушению прав человека в Чечне. После нападения России на Украину в отношении экс-премьера также ввели санкции Япония, Евросоюз и Украина. Муслим Хучиев успел поработать секретарем Ахмата Кадырова и мэром Грозного – именно при нем в столице Чечни построили мечеть Кадырова и футбольный стадион.
Администрация президента России, судя по всему, окончательно определилась с преемником главы Чечни Рамзана Кадырова: им станет командир чеченского добровольческого объединения спецназа «Ахмат» генерал-майор Апти Алаудинов. Об этом пишет «Новая газета Европа», которая изучила политику Чечни последних лет. Ранее СМИ предполагали, что преемниками Рамзана Кадырова могут стать его сыновья Ахмат и Адам. Адам Кадыров родился в 2007 году, и эксперты не раз отмечали, что он занимает посты, которые не соответствуют его возрасту и образованию. В ноябре 2023 года его назначили начальником отдела обеспечения безопасности «главы Чечни».
В конце того же месяца было объявлено, что подросток будет курировать батальон Минобороны РФ, названный в честь лидера антироссийского сопротивления на Северном Кавказе шейха Мансура. Еще через несколько недель ему доверили еще один батальон, но уже при Росгвардии, названный в честь другого чеченского героя сопротивления Байсангура Беноевского.
Осенью 2023 года «глава Чечни» опубликовал видео, в котором его 15-летний сын Адам избивает арестанта в СИЗО Грозного Никиту Журавеля – жителя Волгограда, обвиненного в оскорблении чувств верующих из-за сожжения Корана. Никакой негативной реакции представителей властей или возбуждения дела против Кадырова-младшего не последовало.
О перестановках в Чечне и о том, как окружение Рамзана Кадырова относится к его детям, рассуждает правозащитник из Чечни Муса Ломаев:
– До тех пор, пока Рамзан Кадыров будет жив, к его родственникам в Чечне будут относиться очень лояльно, снисходительно и умеренно. Что касается других высокопоставленных чеченских чиновников и их детей – сейчас в приоритете только семья Рамзана Кадырова, остальные не столь важны.
Рамзан Кадыров лучше всех понимает, какое у него физическое состояние, поэтому он пытается перестраховаться и получить гарантию, что его семья останется при власти в Чечне и будет получать преференции от федерального центра, которые сегодня получает он.
Долгое время чиновники из Чечни вывозили десятки миллионов долларов в ОАЭ – в надежде, что если что-то произойдет в Чечне, то их родственники будут находиться в лучшем состоянии. Сегодня мир поменялся.
Если вдруг сменится курс федерального центра по отношению к семье Кадыровых, они не смогут воспользоваться этими деньгами. Тем самым Рамзан Кадыров и его родственники пытаются на всякий случай закрепиться во властных структурах Чечни.
– Почему бы Кремлю, например, не воспользоваться этой возможностью, не выбрать кого-то нового, кто будет управлять Чечнёй?
– Долгое время явление под названием «кадыровщина» пугало российское общество. Кадыровцы служили устрашающим фактором не только для внутреннего, но и для внешнего пользования. Если вы вспомните, все громкие преступления двух последних десятилетий в России явно или косвенно проходили либо через самого Рамзана Кадырова, либо были связаны с его окружением. Тем самым для Кремля этот человек является громоотводом от громких преступлений.
– Что означает в этой системе фигура Магомеда Даудова и как вы думаете, почему именно его назначили премьер-министром республики?
– Более лояльной фигуры для Рамзана Кадырова из его окружения найти сложно. Когда говорили, что Даудова могут назначить на какие-то должности, я глубоко в этом сомневался, потому что очень хорошо знаком с Даудовым, с его историей предательства, знаю очень хорошо, что он ни на шаг от Рамзана Кадырова не может отойти. Чечня – это покоренный регион.
Кадыров и его окружение – это ставленники Кремля, они не избранники народа, они не поднимались по служебной лестнице, как это делается в других регионах. Эти люди отличились только посредством убийств и унижения чеченского народа. Полная лояльность федеральному центру гарантировала им, что они могут получать высокие посты и все деньги, все финансовые потоки, которые поступают из федерального бюджета Российской Федерации, – говорит Муса Ломаев.
В своем телеграм-канале глава Чечни Рамзан Кадыров ведет трансляцию своей активной общественно-политической жизни. К примеру, 23 мая он вместе со своим 18-летним сыном Ахматом Кадыровым встретился с королем Бахрейна Хамадом Бин Исой Аль Халифой и наследным принцем Нассером Бин Хамадом Бин Исой Аль Халифой. Кадыров отмечает, что президент РФ Владимир Путин «оказывает ключевую поддержку мусульманам, а дружеские отношения между главами государств укрепляют сотрудничество России и Бахрейна». Почему Рамзан Кадыров пытается налаживать отношения между Россией и Бахрейном – в следующем сюжете.
– Мы видим, что Рамзан Кадыров старается «продвинуть» своих сыновей на всех уровнях – и на чеченском, и на российском, и на международном. А есть ли реальный интерес к его детям?
– Я считаю, что абсолютно никакого. Рамзан Кадыров просто выводит своих детей на широкую публику. Я не могу понять, при чем тут дети Рамзана Кадырова. Они намного тупее, чем их отец и дед, у них нет никакого образования. Эти дети выросли в аквариумных условиях, где им всегда все преподносили, за них все делали. Эти дети не приспособлены к реальной жизни.
Рамзан Кадыров был главой службы безопасности своего отца, сейчас его сын занимает такую же должность, забывая, что за спиной Рамзана Кадырова стоял Сулим Ямадаев и его бригада. Именно Ямадаев привел к власти семью Рамзана Кадырова. Именно Сулим Ямадаев служил в боевом подразделении, которое участвовало в боевых операциях, в зачистках, в облавах, во всех самых громких преступлениях против чеченского народа на территории Чечни и за пределами Чечни. Это совершенно разные уровни, – считает правозащитник Муса Ломаев.
Chechenews.com
28.05.24.