Найти европейскую страну с серьезной внешней политикой удручающе сложно. Большие страны отпадают. Франция впустую пускает пыль в глаза. Германию окутал «Merkeldämmerung» («сумерки бога по имени Меркель» — прим. ред.), пока карьера женщины-государственного деятеля Европы клонится к закату. Британия топчется на месте и то противостоит злодеяниям Китая, то облизывается на его богатства.
Поиски решимости в борьбе с Китаем окажутся безуспешны, если вы двинетесь к югу (переходные, сонные и слабые коалиции в Италии, Португалии и Испании), к северу (бездействие в Швеции и Нидерландах, приближающиеся выборы в Норвегии) или востоку. Украина изменнически флиртует с Китаем, тем же занимается и Польша, которая когда-то была тяжеловесом восточноевропейской дипломатии. Так что лидеры Европейского Союза в плане борьбы с Китаем, мягко говоря, не впечатляют. Администрация Байдена приходит в отчаяние от своих, как предполагается, самых важных союзников.
Но одна страна выделяется на общем фоне, это Литва. Прибалтийское государство, зажатое между Белоруссией, Россией, Польшей и Латвией, давно уже стало оплотом активистов добра. Тут находятся белорусские университеты в изгнании и хранится архив великого советского диссидента Андрея Сахарова. Сюда стекаются российские оппозиционеры. Это единственное место, где общественные деятели достаточно сильны, чтобы [вопреки запрету Китая] встретиться с Далай Ламой.
Однако новое правительство, приступив к своим обязанностям в декабре, пошло ещё дальше. Первой мишенью стал формат 17+1, созданная десять лет назад китайская система, в рамках которой бывшие коммунистические страны соревнуются за политические и экономические услуги, предоставляемые в рамках сотрудничества с Китаем. Си Цзиньпин грубо приказал восточноевропейским странам, что на саммите в феврале обязательно должны присутствовать президенты или премьер-министры. Диктат провалился. Литва возглавила шесть государств, не согласившихся подчиниться. Посла Литвы в Пекине Диану Мицкевичене (Diana Mickeviciene) вызвали на встречу в манере Сталина, рано утром.
Не утратив присутствия духа, Литва объявила, что вообще покидает этот конкурс красоты. Сейчас она пытается опрокинуть предложенный Китаем формат. Министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис (Gabrielius Landsbergis) заявил, что Литва желает, чтобы саммиты ЕС и Китая проходили только в формате 27+1: это подорвет тактику Пекина в стиле «разделяй и властвуй», максимально увеличив европейское влияние. (Очевидно, под 27 имеются в виду все члены Евросоюза — прим. ред.).
А пока Литва с ликованием нарушает табу Китая. В литовском парламенте прошли слушания по проблеме геноцида уйгуров. Правительство передало Тайваню вакцины, проигнорировав китайское эмбарго. На этой неделе объявят об открытии «тайванского офиса» в Вильнюсе (де-факто посольства); вскоре Латвия планирует открыть собственную миссию в Тайбэе. Пекин, пытающийся запретить любые политические контакты со своим прибрежным демократическим соперником, будет в ярости. Но уровень китайской торговли с Литвой настолько низок, что санкции практически не будут иметь эффекта.
Литва также вскоре предложит гуманитарные визы тем тысячам людей, что сейчас ежедневно покидают Гонконг. В сравнении с щедрыми литовцами Великобритания относится к беженцам из нашей бывшей колонии бюрократизированно и скупо (многие из них не имеют прав; признаются лишь некоторые профессиональные квалификации; доступ к образованию и здравоохранению затруднен). Литва более дальновидна. Прилежные, предприимчивые, трудолюбивые и богатые жители Гонконга дадут мощный толчок стране с маленьким населением, которое недавно упало до 2,8 миллиона человек и продолжает сокращаться.
В перерывах между все новыми вызовами одной супердержаве, Литва энергично берется с другой. Страна требует от ЕС введения санкций против России за преследование антикоррупционного активиста Алексея Навального. Повсюду в Литве выслеживают и выдворяют российских шпионов. Она критикует кровавые и беззаконные методы марионеточного режима в Белоруссии, которым, с ее точки зрения, управляют из Кремля. Она поддерживает продемократически настроенных белорусских протестующих, сталкивающихся в своей стране с угрозами тюрьмы и пыток. В стране находят приют убежавшие от Лукашенко. Так, в Литве живет и оппозиционный лидер Светлана Тихановская, законный президент Белоруссии.
Всё это имеет свою цену. Белоруссия насильно посадила рейс Ryanair, направлявшийся в Литву, чтобы снять двух живущих в Вильнюсе диссидентов. Затем Минск начал переправлять сотни мигрантов с Ближнего Востока или других регионов на границу с Литвой в надежде, пока безуспешной, разжечь страх и напряженность. Россия использует «грязные деньги» с той же целью посеять гибельный раскол в Литве. Скоро начнется новый раунд российско-белорусских военных учений. В предыдущие годы во время этих учений отрабатывали вторжение в Литву: это грубое предупреждение стране, проведшей десятилетия под советской оккупацией.
У Литвы есть свои поклонники. Продажи литовских шоколадных конфет в Тайване стремительно растут, чему способствует министр иностранных дел Джозеф Ву (Joseph Wu). Британско-американский активист, выступающий против клептократии Кремля, по имени Билл Браудер (Bill Browder), рассказал мне, что Литва — «единственная страна, выступившая с должной и твердой политикой» против диктаторов. Бывший президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес (Toomas Hendrik Ilves), добавляет, что Литва своими инициативами спасает честь всего региона. Лидер белорусской оппозиции Тихановская считает, что поддержка Литвы «бесценна», она демонстрирует «последовательность, приверженность принципам и исключительную эффективность».
Словакия следует за Литвой в том, что касается Тайваня. Но в целом помощи от союзников пока нет. Госсекретарь США почему-то с загадочным пренебрежением отнесся к своему литовскому коллеге.
По нашим меркам руководство Литвы выглядит на зависть компетентным, сфокусированным и сплоченным. Президент Гитанас Науседа (Gitanas Nauseda) — аполитичный банкир. Премьер-министр Ингрида Шимоните (Ingrida Simonyte) лично встречала пассажиров рейса компании Ryanair, когда они наконец оказались в Вильнюсе. Внешняя политика правительства популярна среди литовцев, которые помнят, что когда-то и их страна была супердержавой, пусть и в XIII веке. Но восстание 1863 года «за вашу и нашу свободу», совершенное вместе с белорусами и поляками против русских царей было, если послушать местных, буквально вчера. Свободолюбивый дух вновь проявил себя в 1980-ых, когда Литва (под руководством Витаутаса Ландсбергиса) дала начало лавине, унесшей Советский Союз.
Коммунистической партии Китая стоит волноваться из-за этих литовцев. А мы должны им аплодировать и помогать.
Chechenews.com
20.07.21.