В присущей ему острой полемической манере чеченский философ-мыслитель Мовладин Нихло-Кати рассуждает на тему родного языка.
«…
Дело в том, что без школ на родном языке не может быть мысли на языке народа. Мысль формирующаяся в семье, во дворе, на улицах, рынках и прочих публичных местах, в наше время трудно назвать мыслью — не более чем бытовуха.
Школы формируют мысль науки, техники, технологий, ремесел, искусств, мысль отраслей и дисциплин без которых народ не стоит ломанного гроша.
Школы, куда мы шлялись и шляются наши дети, не только дети, но и правнуки некоторых из нас отправленны в школы, которые не только не родные, но вражеские нам школы.
Школа — враг, если эта школа не на родном языке, а на языке поработителя — враг в двойне, во вражеской школе идет процесс переформатирования и выхолащивания, не только родного языка и родной мысли, но и ментальности, менталитета, морали, духа и прочих ценностей малого этноса, без которых этнос, как норма не мыслим и превращения школьников в этническую размазню субкультуры народа, на языке которого ведется преподование и воспитание школьников.
Мысль, как мыслительный акт, часть процесса мышления, его результат, содержание и продукт, в котором как в зеркале отражается образ родного народа в том случае, если этот мыслительный акт осуществляется на родном языке, в обратном случае, мы имеем дело с мышлением на языке школ, в которых обретаем ту либо иную сумму образования и продолжаем практику обретения опыта на языке школ в которых учились..
Все из нас, кто обрел русских школ русское образвание, прошел процесс формирования мыслительного акта в каждом из нас на русском языке, что стало привычкой каждого из нас.
Привычка в данном контексте не вторая наша, а первая натура, другими словами наша природа, от которой отказаться, практически никто из нас не может, не хочет, не способен.
В такой ситуации тотольно-тоталитаризованной привычки всех и вся, как можно себе представить иную школу, кроме той, которую мы прошляли: одни — десять лет, другие — пятнадцать и продолжили карьеру, пресловутого становления на языке школ, в которых получили образование-Ли? Почем ли? да потому, что наше образование, во всех случаях осталось быть липовым потому, что за нашим образованием нет востребованных эпохой, нами произведенных и выставленных на прилавки мирового рынка, конкурентабельных продуктов, товаров, услуг — результат нашего образования нулевой…
По существу, практически ничего, востребованного эпохой не производя, мы живем не по карману — паразитически, таким образом, что по стоимости нашей, не стоим спицы колеса авто за баранкой которой отираем наши штаны…
Тут достаточно четырёх действий арифметики, числительные методы математики логики и статистике здесь не требуется…
Паразитизм — зараза вмонтированная в нас русских школ русским образованием и поменять этот образовательный курс нам не по нашему карману, поскольку, не только привычен, но и очень удобен, он прост, легко доступен даже для тех, кто по природе своих натур, генетически не способен получить сколь либо внятное образование.
Тому примеров — сонм, ярчайшим факториалом из которого, является Сатрап-академик, не преодолевший самостоятельно, ни одного класса русской начальной школы — это русская школа — вирус паразитизма!»
Chechenews.com
19.07.19.