«Более двадцати лет британский истеблишмент отмахивался от предупреждений об угрозе со стороны России. Людей, вроде меня и моих друзей в Эстонии, Латвии, Литве и других странах, игнорировали как застрявших в прошлом параноиков. Россию было принято считать не более чем помехой, но ни в коем случае не угрозой. Мало кто в Уайтхолле и других европейских столицах теперь утверждает то же самое», — отмечает Эдвард Лукас в The Times.
«Россия перевооружилась — настолько, что нам пришлось бы потрудиться, чтобы защитить своих союзников на передовой линии НАТО в случае вооруженного нападения. Кремль также освоил новые военные искусства: пропаганду, кибератаки, экономическое давление и адресное использование взяток, — говорится в статье. — (…) Цель России — не секрет.
Она хочет перевернуть европейскую оборонную систему, основанную на многосторонних правилах, так как считает ее лицемерной и несправедливой. Вместо нее [Москва] хочет попасть в мир двусторонних сделок — по энергетике, безопасности, обороне, — в котором Россия как большая страна получит преимущество».
«Ее стратегия проста — разделяй и властвуй. Вознаграждай некоторые страны — сегодня Венгрию Виктора Орбана, в следующем году, возможно, Францию Франсуа Фийона — за сговорчивость. И наоборот, Россия будет наказывать других — пока Грузию и Украину, вскоре, возможно, Эстонию или Польшу — за то, что осмелились сопротивляться», — указывает автор.
«Нам надо начать использовать свои сильные стороны. Самая большая из них — финансовая. Мы не в состоянии помешать российским клептократам воровать миллиарды у своего же народа, но можем затруднить для них отмывание своих денег через нашу банковскую систему», — полагает Лукас. По его мнению, для этого правительству Терезы Мэй необходимо принять проходящую сейчас через парламент поправку к законопроекту о криминальных финансах, названную в честь Сергея Магнитского. Она позволит замораживать находящиеся в Великобритании активы лиц, имеющих отношение к нарушению прав человека.
«Такого рода меры бьют путинский режим по больному. Притеснители крымских татар и украинских пленных могли бы задуматься о своем поведении, если бы знали, что рискуют личными финансами», — говорится в статье.
«В более широком смысле нам надо объединить различные элементы правительства и общества, затронутые российской угрозой. В частности, когда в киберпреступлениях замешана Россия, они — предмет работы не только органов уголовного правосудия. Совершающие их люди могут работать в интересах кремлевских спецслужб», — полагает журналист.
«Нам нужны четкие механизмы обмена информацией о вмешательстве России в наши общества и принятия совместных мер против этой угрозы. Это не невозможно. Наши союзники в странах на передовой линии НАТО видят российскую угрозу гораздо яснее нас и опережают нас в противостоянии ей. Нам надо попытаться к ним прислушаться», — резюмирует Лукас.