Я дружу с несколькими чеченскими семьями. Дружу и учусь многому. Воспитанию мальчиков в семьях, например. Отношению к родителям, многому. Но вот эту историю я услышала не от чеченцев, я услышала ее от Линиты, очень известной финской журналистки и писательницы:
— Помнишь этот норвежский кошмар июля 2011 года. Маньяк Брейвик переоделся полицейским и отправился на остров Утойя, где был летний лагерь с детьми и начал их так убивать, как скот безропытный и бессловесный. Дикое количество жертв от ОДНОГО придурка.
Огромное количество здоровых, спортивных людей дали убить себя как скотину, потому что началась паника и ступор. Никто не мог поверить, что в благополучной сытой Норвегии такое возможно. Они стояли в растерянности и ждали когда их убьют. Как стадо овец, понимаешь.
Но… Там были чеченские дети, 16-летний Рустам Даудов и 17-летний Мовсар Джамаев, они спасли 23 человека. Вывели их из под огня, спрятали в пещере (некоторых пришлось уговаривать), и охраняли вход в пещеру, пытаясь обезвредить убийцу.
Слушай, эти мальчики, никому про это не рассказали. Узнали мы, журналисты, случайно от норвежских девочек. Я разговаривала с Мовсаром. Спрашиваю, почему же ничего не рассказал? Он говорит: «мужчина не должен выпендриваться.
Мы ничего такого не сделали. Каждый чеченец прошел такое. Наши родители воевали. Нам было 8 лет. Мы войну видели у себя дома. Мы от нее и уехали в Норвегию. Думали — здесь такого не может быть. Но сейчас понимаем, в любой стране мира в любой момент такое может быть. Мужчина должен быть ВСЕГДА ГОТОВ защитить женщин и детей.»
Ты меня знаешь, я оголтелая феминистка. ( Это правда, мы с Линитой познакомились, когда она писала про женщин в мужской профессии, и яростно ругались тогда про феминизм и все такое) Но в этот момент я мечтала о мужчине, похожем на этого мальчика чеченского. Я бы ему лепёшки пекла и ноги мыла после похода…
А самое стыдное для Европы в этой истории знаешь, что было? Там был еще третий чеченский мальчик, Анзор. Он не спасал в пещеру, но тоже вел себя очень достойно. Так вот, Анзора полиция заподозрила в пособничестве убийце и арестовала прямо на острове. В камере подросток провел 17 часов.
В это время родители считали его погибшим, так как телефон у Анзора конфисковали. Оказывается, на чеченца указал выживший норвежский мальчик: ему показалось странным, что во время паники Анзор вел себя хладнокровно и не плакал.
Я потом брала интервью у полицейских, спрашиваю, как вы могли? Почему? Они знаешь, что мне ответили, отстранив микрофон? «Ну, чеченцы же! Вы должны понять!»… И знаешь, какая-то глобальная несправедливость в том, что весь мир знает имя этого говнюка, Брейвика, а Рустама и Мовсара — нет.
Chechenews.com
20.04.20.