Отец, который одной рукой защищает испуганного сына, а второй, как будто в ней белый флаг, машет: «Пожалуйста, дайте нам пройти, здесь ребенок!» По прошествии трех дней чемпионата уже ясно, что это станет одним из символов футбольного Евро.
Сцена на трибуне в Марселе, превратившейся после матча Англия — Россия в поле боя. После финального свистка российские боевые отряды напали на сектор англичан. Жестокость, хаос и паника — спасайся, кто может.
Такова иллюстрация с футбольного праздника, которого так ждала (почти) вся Европа. Оставим в стороне стычки на улицах Марселя и Лилля и перевертывание столиков в кафе, но бойня прямо на стадионе — это уже из ряда вон.
Перед чемпионатом обсуждалась угроза терроризма, говорили о самых крайних мерах безопасности. Результат? Бедные организаторы в отражающих жилетах безуспешно противостоят разъяренным болельщикам. Инструктажная демонстрация приемов кунг-фу в качестве бонуса. Бессилие устроителей в прямом эфире. (Кстати, телеканалы не показали живые кадры с трибун: вероятно, УЕФА не хотела «портить продукт».)
Все это картины, которые в последний раз на международной сцене мы наблюдали лет тридцать назад. Да, трагедия на стадионе «Эйзель» в Брюсселе в мае 1985 года стала переломом и уроком — за ней последовали инвестиции в безопасность. Но на чемпионате Европы, который в этом году является крупнейшим за всю историю, насколько мне известно, подобного тому, что случилось в Марселе, не было никогда. Родители с детьми на стадионе такого уровня давно уже чувствуют себя в безопасности. Матчи — это общественное мероприятие. Фейр-плей в среде фанатов поддерживает и УЕФА (вспомните кампанию «No to Racism»).
Учитывая все это, насилие марсельского типа — а на трибуне после матча совершались уголовные преступления — шокирует еще больше. Эдакий экскурс в историю драк на стадионах.
Бесчинства «фанатов» на Евро нельзя в черно-белых красках приписывать только россиянам, но самое худшее — именно на их совести. Ни один другой лагерь не объединил таких организованных, таких вооруженных и таких жестоких дебоширов, которые выглядели так, как будто к вчерашней акции они готовились в спортзале. Пьяные англичане или немцы — не ангелы, но…
Насилие под предлогом футбола носит гибридный характер. Оно появляется и тут же пропадает, его совершают «партизаны», агрессоры без знаков отличия, и вина зачастую лежит на обеих сторонах, все неоднозначно. Однако ничто из этого нисколько не оправдывает разговоров о случившемся с налетом национальной гордости — так, как это делают в некоторых российских СМИ. Это нечто.
УЕФА пригрозила России и Англии исключением, если буйство их болельщиков повторится. Это компромиссное, половинчатое решение, принятое под влиянием того, что англичане тоже во всем этом участвовали (а наказать или отправить прямиком домой две страны труднее, чем одну).
Адекватной мерой было бы сразу исключить Россию из турнира и наказать ее, например, закрыв ей зрительскую зону на последующих отечественных матчах. Однако здесь речь уже идет о чемпионате мира 2018 года, который проводит как раз Россия. А это осложняет введение возможных санкций против страны-организатора.
Насилие в Марселе было самым плохим приглашением: «До встречи через два года в Москве». Тут есть только два варианта: либо это будет тоталитарно организованный чемпионат, либо же мы дождемся еще большего свирепства, чем во Франции.
Источник: Aktualne.cz, Чехия
14.06.16.