Успехи сборной России на домашнем ЧМ играют на руку кремлевской пропаганде. Оттого эти футбольные победы — с оттенком печали, считает Константин Эггерт.
«Я очень люблю Россию! Путин, подари мне гражданство РФ». Бразильский болельщик Томер Савойя стал в последние дни главным героем российского телевидения. Сначала он прославился в Youtube мемом «Россия — офигенная!» (на самом деле, прилагательное было несколько иное), а затем обращением к российскому президенту с просьбой о паспорте.
А был ли Томер Савойя?
Первая мысль, которая, увы, сегодня приходит в голову: а не заплатили ли Томеру? Не спешите обвинять меня в цинизме. Лучше вспомните фальшивого «испанского авиадиспетчера», который три года за деньги Кремля кормил весь мир байками про украинцев, сбивших малазийский «Боинг». Так что, может быть, Томер и искренний фанат всего российского, а может быть, и нет.
Вторая мысль — еще более грустная. Чемпионат мира проходит в моей родной стране. Но я не могу забыть, что она ведет две войны — в Сирии и Украине. В этом государстве есть политзаключенные (в том числе объявившие голодовку). Здесь не раскрываются политические убийства. Великобритания обвиняет мое государство в применении химического оружия на британской территории. Его «элита» находится под санкциями. Наконец, значительная часть граждан моей страны охотно, с энтузиазмом верит пропагандистской лжи.
Мне от этого очень плохо на душе. Потому что вновь, как и в советское время, национальная команда — это не только сборная России, но и сборная Кремля. От каждого ее гола заходятся в экстазе так называемые депутаты Думы, дежурные «политологи» на подхвате и псевдожурналисты на госсодержании. В студиях федеральных телеканалов царит беспрерывный истерический ор — не столько о спортивных победах российских футболистов, сколько о том, что «дух Крыма» ведет страну от победы к победе в любом деле, и о том, как Западу не удалось «испортить нам праздник».
Пропагандистский успех Кремля
А томеры, джоны, игнасио и мухаммады вернутся домой. И будут рассказывать в Сан-Паулу, Манчестере, Бильбао, Рабате, как сильно все русские любят Путина, как лгут западные СМИ, тянущие песню о каких-то там мифических проблемах с демократией, да о том, как нужно обязательно с этой «офигенной» Россией и ее лидером дружить. И вообще, «мне моя новая герлфренд Лена объяснила, что эта, как ее, Укра… в общем, Юкрэйн, она всегда принадлежала России. Так что пусть хоть всю забирают. Нам-то что? А наши деятели — чем они лучше Путина? Все норовят взять на лапу, все только и думают, как бы остаться у власти».
И западные политики уже откликнулись на изменившуюся ситуацию. Правительство в Стокгольме, ранее заявившее о том, что будет бойкотировать чемпионат, после выхода сборной Швеции в 1/8 финала сообщило: бойкот относился только к открытию чемпионата, а теперь оно готово приехать чуть ли не в полном составе, чтобы поболеть за своих. Полагаю, что шведы — не последние в очереди. Я пытаюсь представить себе, как долго и заливисто хохотали после этого анонса за кремлевской стеной.
Разговоры о том, что приезд сотен тысяч болельщиков откроет россиянам глаза на окружающий мир, меня не сильно убеждают. Если от этого и будет какой-то эффект, то очень незначительный. Изоляция и комплекс жертвы не преодолеваются за один месяц. Да и шейнины-норкины-соловьевы уже активно объясняют многомиллионной аудитории, что пройдет несколько недель — и лицемерные западники опять начнут унижать Россию. Поэтому нужно, дескать, держать идейный порох сухим и не поддаваться эмоциям. Изменение взглядов россиян на окружающий мир совершенно точно не входит в планы администрации президента.
Она, вообще, может быть довольна: глобальный пропагандистский успех ЧМ-2018 для Кремля огромен. Да и непопулярная пенсионная реформа как-то отошла на второй план и будет постепенно забыта во время начинающегося сезона отпусков.
Чем Россия отличается от Китая и Катара?
Вы скажете: а как же Олимпийские игры в Пекине в 2008 году, или грядущий ЧМ-2022 в Катаре? Отвечу — да, и там спорт был и будет оправданием для недемократических режимов. Но, во-первых, ни Пекин, ни Доха не ведут войн (по крайней мере, пока). А во-вторых, ни КНР, ни княжество в Персидском заливе в силу исторических причин в ближайшее время не станут демократиями. Россия имела такой шанс, но не смогла или не захотела его использовать.
Да, народ не виноват. И футболисты, конечно, тоже не виноваты. Вообще, в России никто никогда ни в чем не виноват. Все проблемы, как известно — от происков внешних врагов, а не от собственной неустроенности, расхлябанности, бессилия. Поэтому, может быть, действительно, давайте пока радоваться?
Ведь 15 июля праздник закончится и выяснится, что ничего не изменилось. И сегодняшние улыбающиеся милые полицейские вернутся к привычному «винтилову» мирных демонстрантов. И это тоже никого не удивит и не рассердит. Сборная Путина уже победила — как бы дальше ни сыграла сборная России.
Автор: Константин Эггерт — российский журналист, ведущий программ телеканала «Дождь». Автор еженедельной колонки на DW. Константин Эггерт в Facebook: Konstantin von Eggert
Этот комментарий выражает личное мнение автора. Оно может не совпадать с мнением русской редакции и Deutsche Welle в целом.
Chechenews.com
02.07.18.