За два дня до рождества, когда американские политики настраивались на праздники, Россия без лишнего шума подписала соглашение с Арменией о создании объединенной региональной системы противовоздушной обороны, усилив группировку российских войск в регионе. Этот процесс проходил тихо, но все же является наиболее ощутимым признаком того, что Путин создает у границ НАТО новое государство-сателлит и угрожает крайне важному союзнику США.
Сосредоточение сил и средств в Армении Вашингтон обходит молчанием (несмотря на то, что это является ключевой составляющей плана Владимира Путина, нацеленного на то, чтобы доминировать в регионе — совместно со своей марионеткой Сирией), молчит он и о крепнущих военных связях с Ираном. Что самое важное, Армения граничит с Турцией — членом НАТО и южным рубежом альянса — и протяженность их общей границы составляет около 265 километров.
За последние полгода — по мере активизации российской военной кампании в Сирии и усиления давления на Турцию — поток российских вооружений и личного состава в Армению увеличился, и туда помимо прочего переброшены новейшие беспилотные летательные аппараты «Наводчик-2» и «Тахион», боевые вертолеты Ми-24 и баллистические ракеты «Искандер-М».
В июле прошлого года Путин приказал провести в Армении внеплановую проверку состояния боеготовности с тем, чтобы поверить способность своих войск отразить угрозу интересам России за ее пределами. В начале этого месяца по приказу Министра обороны РФ Сергея Шойгу Россия начала полномасштабные военные учения в своем «юго-западном стратегическом направлении», куда относится и Армения. Общее число задействованных в учениях сил и средств составило 8,5 тысяч военнослужащих, 900 артиллерийских установок, 200 боевых самолетов и 50 боевых кораблей.
Расширение присутствия России в Армении — это лишь последнее подтверждение настораживающей тенденции — угрозы, которую представляет Путин для НАТО и для интересов США в Европе.
Армяно-российский альянс набирает силу
Армяно-российский альянс крепнет. В настоящее время в Армении дислоцирован российский военный контингент численностью приблизительно пять тысяч человек и две российские военные базы. В 2010 году страны подписали соглашение, согласно которому срок пребывания российской военной баз в Армении был продлен на 24 года — до 2044 года, и, как заявил президент Армении Серж Саргсян, Москва взяла на себя обязательство оснащать вооруженные силы республики «современными видами вооружений и специальной военной техники». Важнейшим российским плацдармом в Армении стала 102-я военная база в Гюмри, расположенном приблизительно в 120 километрах от армянской столицы (и менее чем в 10 километрах от турецкой границы).
Подобная дислокация российских сил и средств у границ любого другого государства-члена НАТО вызвала бы гневные протесты. Почему же мы молчим перед лицом плохо скрываемой агрессии в отношении Турции? И почему мы не осуждаем Армению за то, что она оказывает почетный прием российским ударным частям?
Как-никак, Турция является крайне важным партнером в глобальной войне против ИГИЛ и относится к числу немногих членов возглавляемой США коалиции, имеющих базы около стратегически важных опорных пунктов «Исламского государства». В июле 2015 года США и Турция окончательно оформили соглашение о совместной борьбе с террористами ИГ в Сирии и Ираке, что позволило США осуществлять воздушные атаки по позициям террористов в северных районах Сирии, отправляя самолеты с авиабазы Инджерлик на юге Турции.
В международной дипломатии география — это все
Мы не обращаем внимания на эту угрозу, что чревато для нас опасностью. А в международной дипломатии география — это все. Армения граничит с тремя крайне важными союзниками США: Грузией, Азербайджаном и Турцией. Российские войска сейчас оккупируют территорию Грузии. Азербайджан постоянно подвергается шантажу со стороны Москвы и является главным элементом в наших попытках избавить Европу от зависимости от российских поставок энергоносителей.
Не следует совершать ошибки: по мере укрепления армяно-российского альянса военное присутствие России в Армении — это нож, направленный в сердце НАТО. Но в то время как Москва бряцает оружием, Вашингтон сохраняет молчание.
В августе прошлого года издание The Moscow Times сообщило, что президент Владимир Путин сказал турецкому послу в Москве: «Передайте своему диктатору-президенту, что он может оказаться в аду вместе с его террористами из ИГИЛ. И мне ничего другого не остается, как превратить Сирию в один „большой Сталинград“ (для Эрдогана)». Если отбросить в сторону всю наигранность ситуации, намерения вполне ясны. Россия видит в Турции враждебное государство и отступать не намерена.
Создавшаяся ситуация настораживает: Армения попустительствует в отношении опасного, ненадежного партнера, а Россия использует ее для того, чтобы создавать угрозу нашим интересам. Власти США должны вести переговоры с позиции силы. Мы же вместо этого безропотно соглашаемся с тем, что Путин неприкрыто демонстрирует силу. Как показывает нам история XX века, добром это не кончится.
Адам Эрели — бывший заместитель официального представителя госдепартамента США. С 2007 по 2011 годы был послом США в Бахрейне.
Источник: Forbes, США
25.02.16.