В Чечено-Ингушетии сохранился как пережиток прошлого обычай «х1уй кхайкхор» — объявление позора преступнику целым селением или несколькими селениями, сопровождаемое стрельбой из огнестрельного оружия и постукиванием в медные тазы – «чары» (вид круглой ванны).
В 1942 году в селе Белгатой (плоскостное) при объявлении «х1уй» стреляли из огнестрельного оружия, а у кого его не было, тот стучал по медному тазу.
В 1956 году в селе Ялхой-Мохк при «х1уй кхайкхор» уже только стреляли из охотничьих ружей.
Если постукивание по медному тазу при объявлении «х1уй» можно объяснить древностью этого обычая, то пальба из огнестрельного оружия в нём может считаться «техническим новшеством».
У ингушей обычай, сходный с «х1уй кхайкхор», называется «вий кхайкхор» — объявление «вий» и выражается в устном объявлении проклятия в многолюдных местах.
О карлаге
Значительное место среди адатов чечено-ингушского народа занимал обычай, связанный с «созданием карлага». Карлаг – это куча камней или иных предметов, собираемая в знак осуждения преступников. Обычай этот сложился в очень отдалённом прошлом, когда ещё господствовали родовые отношения.
Как теперь выясняется, ещё в XVIII – XIX веках карлаги играли значительную роль в деле нравственного воздействия на людей.
В «Кавказском сборнике» (вып. II, 1868) А. Ипполитов, называя карлаги кучами, упоминает о них следующее: «В память Вара сложена в Чечне песня, а в память измены, или, лучше сказать, малого сочувствия Гуданата к народному делу, были воздвигнуты в Чечне кучи камней , к которым каждый проходящий обязан присоединить и от себя камень, произнеся вместе с тем проклятие убийце Вара».
Как же создавался карлаг?
Раньше прохожие, мужчины и женщины, стар и млад, брали камень, комок земли или щепку и бросали в придорожную кучу, образованную как символ проклятия тому, кто сознательно сделал «большое нехорошее дело» (то есть совершил позорное преступление).
Такую кучу, обычно воздвигнутую возле дороги, чеченцы называют «к1арлаг1».
Серьёзным преступлением, за которое могли воздвигнуть карлаг, считалось, например, убийство гостя (гостями считались, по обычаю, все, кто с мирными целями или просто без обнажённого оружия вступает в данное владение), убийство кровника, которому было объявлено, что простили его, жестокость, надругательство над трупом убитого противника, прелюбодеяние, поджог, рубка плодоносящего дерева, убийство женщины из мести, нанесение обид вдовам и сиротам, воровство, особенно священных предметов, порча дороги, моста, источника воды и т.д.
Прохожие, бросая в знак проклятия что-нибудь в карлаг, говорили примерно такие слова: «Будь ты проклят!», «Всемилостивейший, Всемогущий Бог, сохрани нас от грехов, не дай шайтану соблазнить нас также на плохие дела». Карлагов было немного, о них полагалось реже упоминать, особенно в жилых помещениях, карлаги внушали страх, заставляли задумываться.
Люди, в знак проклятия которых были сооружены карлаги, сильно страдали от этого. С ними неохотно общались даже родственники и односельчане. Обычно они вынуждены были сделать то, что очень тяжело для чеченцев и ингушей – оставить места, где похоронены их предки, «аренаш» – места, которые очищались от камней, улучшались и защищались их предками, оставить родственников и друзей.
Карлаги не порождены исламом (ислам имеет совершенно другие формы нравственного воздействия). Карлаги возникли ещё до появления мусульманской и даже христианской религий, но местное духовенство использовало их в целях воздействия на массы.
В карлаги бросали камни люди разных селений и разных тайпов, следовательно, карлаги, … служили надтайповым инструментом нравственного воздействия на массы.
Перечисленные в статье преступления, за которые народ проклинал и в знак проклятия возводил карлаги, по сравнению с тем, что сегодня вытворяют над чеченским народом национал-предатели могут показаться детскими шалостями.
Chechenews.com
28.06.18.